«Если у вас есть в подчинении матросы, то вы всегда должны помнить, что когда цирковой тигр сидит на неудобной тумбе и занят одной мыслью – как бы с нее не свалиться, то тогда и только тогда его не интересует, какой на вкус его дрессировщик»...
Это я сегодня прочел на странице одного сайта. По воспитанию. Там одна мамаша учит неопытную мамочку…
Вот приятно, когда тебя цитируют. Словно классика. Тем более - старую-старую, подзабытую даже мною самим, мою книгу... «Записки Старого Филина, или Мерфинизмы по-флотски».
А конкретно по этому случаю зайду издалека.
Был такой лихой наездник–вольтижер ЧИНИЗЕЛЛИ ГАЭТАНО (1815-1881), который выступал в цирке в России. Надо сказать, что основой цирковых программ тогда были конные номера. Много чего еще было, но это было стержнем!
Вот, недаром же по сию пору диаметр арен всех цирков мира – 13 метров! Хоть ты тресни – 13 метров!!! Говорят – самый удобный диаметр для галопа по кругу при исполнении всяческих акробатических штучек и выпендрежей.
Он попал в фавору в дирекции императорских театров и, в конце концов, возглавил строительство, а потом и сам казенный – в смысле, государственный – цирк.
Сам он был еще талантливым дрессировщиком лошадей. И был в курсе проблем тех, кто работал с хищниками.
Пока на них смотришь – нормально, чуть отвернулся – напали, гады!
Всё определяют порог терпения, - как наши домашние кошки, - хотят занять руководящий пост. Или как наши политики – мясо из корзины распределять, ага!
И тогда он придумал те самые тумбы, на которых теперь сидят хищники. Секрет в том, что площадь верхней площадки чуть меньше опорной площади тигра или льва, барса и всех других пушистых злюк.
Сидит этот лохматый, мягкий с виду, хищник на тумбе, перебирает когтистыми лапами, вертит крестцом – неудобно, тихо матерится про себя – и мечтает, как бы с неё не загреметь.
И вот тогда ему не до честолюбивых помыслов, опять же - плевать, какой дрессировщик на вкус. Как-то так.
Одно «но» - никто факта и роли в дрессировке великого Гаэтано Чинизелли не отрицает, но и никто однозначно не утверждает, что эти тумбы – его личное изобретение.
При чем матросы - спросите? (не обольщайтесь, контрактники - тоже матросы. А то послушаешь некоторых оптимистов… Ну-ну!).
Все то, что опасным быть может когда-то,
В природе имеет наряд полосатый –
И тигры, и зебры, и пчелы, и осы.
И, например, - те же наши матросы!
В военном воспитании то же самое – чем сильнее занят матрос, чем полнее загружен его распорядок – тем меньше у него времени и помыслов насчет всяких подвигов Геракла. Он замучен, и мечтает только поспать …
А когда матрос наиболее безопасен? Правильно! Когда спит! И при этом желательно бы – зубами к стенке!))) Вот так!