Найти тему
КиноСубъектив

"Нитрам": манифест, написанный кровью

Что можно предпринять против общества, которое тебя не слышит, отказывается понимать и проявлять сочувствие? Как жить, если ты сам не понимаешь мотивов окружающего тебя социума, а в голове лишь отголоски тревоги, переливающиеся с цветом бордо кишащей внутри агрессии? Сегодня поговорим о номинанте на "Золотую Пальмовую Ветвь" - фильме "Нитрам" австралийского режиссера Джастина Курзеля ("Макбет", "Шантарам", "Подлинная история банды Келли")

В основе фильм лежит реальное происшествие.

-2

Мартин Джон Брайант рос надоедливым и отличающимся от своих сверстников ребенком. Все детство он задирал младших, к животным относился насильственным образом, но не обходилось без издевательств со стороны других детей, из-за чего его ментальное состояние подвергалось ещё большей опасности. Из-за отсутствия должного вмешательства в решение проблем с его психическим здоровьем, последствия вылились в изолированность и девиантное поведение.

Несмотря на это, в дальнейшем - когда парню уже было 29 лет - экспертиза показала, что его состояние не более чем проявление пограничной умственной отсталости, а его IQ совпадает с уровнем умственного развития ребенка одиннадцати лет.

Но во что же, казалось бы, могло вылиться поведение инклюзивного юноши, коих в нашем социуме можно обнаружить куда больше, чем способно прийти на ум? Ответ шокирует.

28 апреля 1996 года Мартин Брайант отправляется в маленький тасманский городок Порт-Артур (тот самый, где ранее располагалась каторжная тюрьма). Установив видеокамеру на стол в местном кафе Broad Arrow, он достал из сумки автомат и начал стрельбу. В ходе бойни было убито 35 человек, ранено 23. Атака на беззащитных людей проводилась в 18:50 до 6:52. Так или иначе, полиции удалось вызвалить его из укрытия. В ходе следствия и непосредственно самого судебного процесса Брайант не смог дать четких показаний, его мотивы были не совсем понятны (или непонятны совсем). Так или иначе, на подсудимого повесили 35 убитых душ, тем самым приговоря его к 35 пожизненным срокам. А австралийские власти пересмотрели закон о продаже оружия, который на момент нашего времени действует куда не лучше того, что было в девяностые.

Такая вот история.

Нитрам - прозвище главного героя, что как раз задом наперед являет собой имя Мартин. Также Нитрам можно понимать как сокращение от лекарственного препарата Нитразепам - сильнодействующего снотворного, применяемого как при бессонницах, так и при психических расстройствах.

"Мама, мы все тяжело больны. Мама, я знаю, мы все сошли с ума'". Так поет Виктор Цой и остаётся прав даже после собственной смерти. Никакая терапия не способна вылечить человечество от глобальной жестокости и тотального гнева. Об этой истине говорит режиссер картины. А контрагрессия порождает новые очаги бушующей ярости. Так образ матери, уставшей бороться с инфантильностью и заскоками своего ребенка, передает именно то состояние, где помощь требуется уже не самому виновнику трагедии, а тому, кто мог бы предотвратить внутреннюю Хиросиму главного героя.

-3

Исконно техасский парень Калеб Лэндри Джонс ("Три билборда...", "Прочь", "Проект «Флорида»", "Антивирус"), избранный на роль Брайанта, провел несколько недель на карантине, смотрел австралийские тв-шоу и закреплял местный акцент. Глупость и злоба вкупе с общей безэмоциональностью на лице актера позволили ему передать образ главного героя так, что за время просмотра хочется нажать на паузу и сделать дополнительный глоток воздуха, ведь Джонс хватает тебя за горло и не даёт вздохнуть. Ужасающе поразительная актерская игра принесла свои плоды исполнителю в виде "пальмовой ветви" за лучшую мужскую главную роль.

Если вам захочется увидеть подробную реконструкцию случившейся трагедии, то заранее разрушу эти ожидания: в кино будет лишь предыстория становления серийного убийцы. Не надейтесь увидеть самосуд Брайанта во всей красе. Но могу заверить, что тот болезненно тернистый путь, который преодолевает зритель с персонажами картины, заставит не остаться равнодушным к той вариации исхода данного события. Звук автомата перебил бы собой взрывы внутренних нервных клеток.

И пусть фильм вызвал на родине бурю негодования и негативных эмоций, что его практически во всех кинотеатрах запретили к показу, могу сказать, что при всей своей тревожности и игре с кровью зверски убитых людей, данная работа - это один из самых громких манифестов против жестокости и равнодушия. Ведь Мартин Брайант лишь герой кровавой картины, за рамкой которой стоит изощренный художник, отдавший собственные кисти и наделивший жизнью свое творение.