Киносага, изменившая телевизионные сериалы
В начале 2023 года исполнилось 30 лет сериалу «Вавилон 5», который по праву можно назвать одним из ярчайших образцов космической фантастики, выходивших на телевизионных экранах. И сейчас, после длительного перерыва, у нас снова появилась возможность заглянуть на знаменитую космическую станцию и встретить любимых героев. В честь выхода анимационного фильма Babylon 5: The Road Home мы решили вспомнить, как оригинальное шоу появилось на свет и чем было примечательно.
Путь к звездам
Телевизионные сериалы, особенно долгоиграющие, редко можно назвать по-настоящему авторскими проектами. Чаще всего над ними трудится множество сценаристов, да и шоураннеры с годами нередко меняются. А вот «Вавилон 5» неразрывно связан с именем Джозефа Майкла Стражински и с полным основанием может считаться его личным детищем.
Стражински пришел на телевидение в 80-х годах и в качестве сценариста трудился над рядом популярных проектов вроде «Сумеречной зоны» и «Настоящих охотников за привидениями». Будучи большим поклонником научной фантастики — таких циклов, как «Академия» Айзека Азимова или «Дюна» Фрэнка Герберта, — Стражински постепенно начал вынашивать идею собственного космического эпоса.
В то время долгоиграющая космическая фантастика, если она не называлась «Звездный путь», на малых экранах практически не встречалась. Одной из причин тому Стражински считал необходимость постоянно показывать новые планеты, что ложилось тяжким бременем на бюджет. Тут Джозеф нашел элегантное решение, решив сосредоточить повествование в своем сериале на космической станции, на борту и в окрестностях которой и будут в основном разворачиваться судьбоносные события.
Другую проблему он видел в отсутствии долговременного планирования. Последнее, впрочем, относилось не только к космической фантастике — сегодня никого не удивишь телесериалами со сквозным сюжетом, продуманным на годы вперед. Но в конце 80-х и начале 90-х такие встречались редко, и чаще всего шоу состояли из эпизодов с самостоятельными сюжетами, которые были связаны лишь общими героями.
Стражински начал с того, что подготовил «библию» будущего сериала, в которой расписал все ключевые конфликты и повороты сюжета сразу на пять сезонов. Впоследствии Джозеф сам напишет сценарии для 92 из 110 эпизодов «Вавилона 5», так что сериал не просто был придуман Стражински, а в полной мере создан именно им.
Правда, в первом сезоне шоураннер еще следовал привычной для телевидения 90-х схеме «один эпизод–одна проблема». Герои сталкивались с каким-то вызовом и придумывали, как справиться с неприятностью, что восстанавливало статус-кво, существовавший на начало серии. Только впоследствии, после выхода нескольких сезонов, зрители смогли оценить, что уже на заре сериала шоураннер аккуратно развешивал сюжетные ружья, из которых начал палить спустя годы.
Впрочем, уже ближе к концовке первого сезона, а тем более в последующих, становилось очевидно, что Стражински выстраивает долгоиграющие сюжетные линии. Более того, шоураннер не боялся устраивать своей вселенной серьезные потрясения — войны и политические кризисы нередко бесповоротно меняли положение вещей на самом «Вавилоне 5» и за его пределами. Сегодня зрителя подобным не удивишь, но в 90-е создатели сериалов опасались отпугнуть зрителей существенными переменами, а миры, которые появлялись на телеэкранах, обычно были весьма статичны.
Тот же подход, что и к миру, Стражински исповедовал по отношению к персонажам. Практически все ключевые герои по ходу сериала переживали личные трагедии, сталкивались со сложными моральными дилеммами, подчас ошибались, менялись и раскрывались с новых сторон. Ярким примером тут может служить посол Лондо Моллари, который поначалу представал комическим персонажем, но постепенно превращался в по-настоящему трагическую фигуру.
Еще одной важной отличительной чертой «Вавилона 5» было то, что в нем через призму космической фантастики поднимались серьезные и взрослые темы. Пусть человечество вышло в далекий космос и встретило братьев по разуму, актуальными оставались вопросы бремени власти, роли религии в обществе, способности непохожих народов понять друг друга. И именно вокруг подобных тем выстраивал львиную долю своих историй Стражински.
Наконец, нельзя не отметить видеоряд сериала. Да, современного зрителя спецэффекты и съемки «Вавилона 5» не впечатляют. Но автор этих строк прекрасно помнит, как поражало шоу при первом просмотре в 90-х годах. Костюмы и грим инопланетных персонажей, космические сражения — для своего времени они казались просто потрясающими.
Место, где решаются судьбы галактики
Сюжет «Вавилона 5» переносил зрителей в середину XXIII столетия. Примерно веком ранее человечество познакомилось с первыми братьями по разуму, центаврианами, которые поделились с жителями Земли технологиями, позволяющими путешествовать через гиперпространство. Незадолго до начала сериала земляне вступили в контакт с другим инопланетным народом, минбарцами, но эта встреча оказалась куда менее дружественной.
Недопонимание привело к гибели главы Серого Совета минбарцев, из-за чего вспыхнула война. Обладая более продвинутыми технологиями, инопланетяне были близки к полному разгрому человечества, но уже на грани победы внезапно… сдались. Почему так произошло — одна из тайн сериала, которая будет раскрыта далеко не сразу.
Чудом уцелев, человечество решило стать законодателем мод в галактической дипломатии, чтобы избежать новых конфликтов из-за недоразумений. Ради этого был затеян проект «Вавилон» — станция в нейтральном пространстве, где все цивилизации могли бы иметь свои представительства и мирным путем улаживать противоречия. Первые три версии станции погибли на стадии строительства, а четвертая исчезла перед самым вводом в эксплуатацию. Что с ней случилось — еще одна тайна, которая будет раскрыта по ходу сериала. И только пятая была достроена и начала выполнять, возложенную на нее функцию.
Свою вселенную Стражински населил внушительным количеством народов. Большинство из них относятся к гуманоидам и находятся на достаточно близком уровне технического развития. Но ключевую роль в галактической политике играют только несколько цивилизаций, вокруг взаимоотношений и проблем которых Стражински выстраивает большую часть сюжетов.
Например, центавриане когда-то оккупировали планету Нарн и беспощадно эксплуатировали ее жителей. Стоит ли удивляться, что от природы весьма воинственные нарны, обретя независимость, обид не забыли? Отношения между двумя народами весьма натянутые, и кажется, достаточно малейшей искры, чтобы едва скрываемая вражда перешла в открытое противостояние.
А на Земле в какой-то момент к власти придет откровенно тоталитарный режим, что поставит команду «Вавилона 5», состоящую из землян, в крайне непростое положение. Происходящее на родной планете человечества по большей части останется за кадром, но героям придется иметь дело с последствиями этих событий.
И есть еще, конечно, множество менее масштабных кризисов, которые будут вспыхивать на станции или затрагивать ее. За решением сиюминутных проблем сотрудники «Вавилона 5» и дипломаты до поры не замечают приближение угрозы, которая нависает над всеми расами, представленными на станции. Но именно “Вавилон 5” в итоге станет центром борьбы против таинственного древнего врага.
После финала
По мере того, как раскрывался замысел Стражински, размах сюжета неуклонно возрастал и достиг пика в третьем и четвертом сезонах. Стоит отметить, что четвертый сезон — предпоследний по изначальному замыслу — едва не стал для «Вавилона 5» финальным. Под угрозой сериал оказался из-за закрытия телеканала Prime Time Entertainment Network, на котором он выходил. Из-за этого Стражински пришлось менять планы так, чтобы уже в четвертом сезоне показать развязки главных сюжетов — на случай, если продолжить шоу не получится.
К счастью, телеканал TNT стал новым домом для «Вавилона 5». Более того, Стражински получил возможность снять не только пятый сезон, но и несколько телевизионных фильмов, которые дополняли сериал. Например, первый из них, «В начале», рассказывал о войне между человечеством и минбарцами, столь значимой для истории вселенной. А еще два, «Река душ» и «Призыв к оружию», были посвящены событиям, последовавшим за окончанием сериала, и одновременно готовили зрителей к его спин-оффу.
Поскольку глобальные конфликты «Вавилона 5» получили разрешение в четвертом сезоне, то пятый по сравнению с ним получился камерным. Здесь уже не было прежнего размаха, зато Стражински здорово демонстрировал, что даже если справиться с самым страшным врагом, это не обеспечит всеобщего мира и благоденствия — непременно возникнут новые проблемы, которые тоже потребуется решать. Кроме того, заключительный сезон «Вавилона 5» получился очень эмоциональным, ведь мы постепенно прощались с героями, к которым за годы успели проникнуться неподдельной симпатией.
Впрочем, Стражински явно не собирался прощаться со своей вселенной. Еще в середине 90-х началось ее развитие на страницах книг и комиксов. Сам создатель сериала был вовлечен в процесс их написания — сюжеты были основаны на его задумках, и он следил, чтобы печатные издания соответствовали этомуы видению. Так что книги и комиксы считаются полноценной частью франшизы. И если в телевизионном первоисточнике основное действие было сосредоточено на заглавной станции, то в книгах авторы давали поклонникам возможность побольше узнать об иных уголках вселенной. Так, трилогия The Psi Corps была посвящена истории земных телепатов и жизненному пути одного из самых запоминающихся антагонистов «Вавилона 5», Альфреда Бестера. А The Centauri Trilogy была посвящена тому, что после окончания сериала происходило на Центавре.
К сожалению, попытки развить франшизу на телеэкранах не имели успеха. Сериал Crusade, созданный для TNT, не получил даже полноценного сезона — были сняты и выпущены лишь 13 из 22 запланированных эпизодов. Здесь новый враг, с которым поклонники уже познакомились в финальных сезонах «Вавилона 5», выпускал на Землю смертельный нановирус, и в центре сюжета был экипаж корабля, пытавшийся отыскать способ спасти человечество. Crusade приказал долго жить из-за творческих разногласий между Стражински и боссами телеканала.
В 2002 году на канале Sci Fi вышел телефильм «Легенда о рейнджерах», задуманный как пилотный эпизод будущего сериала. В нем рассказывалось о молодых героях, которым приходится разбираться с последствиями недавней разрушительной войны. Но из-за низких рейтингов канал решил похоронить проект.
Наступил XXI век, и казалось, время «Вавилона 5» прошло. Да, его наследие можно было заметить в других фантастических проектах — от Battlestar Galactica до Mass Effect, — и поклонники не забывали о вселенной Стражински. Но новых историй о ней практически не появлялось, а сам Джозеф активно занимался другими проектами — например, трудился сценаристом комиксов.
В 2007 году на DVD вышли «Затерянные сказания» — пара новых историй, которые были необязательными и, кажется, не удовлетворили самого Стражински. Дальше заниматься этим проектом, несмотря на заинтересованность студии Warner Bros., он не стал. «Затерянные сказания» получили весьма скромное финансирование, а Джозеф не хотел, чтобы «Вавилон 5» превратился в низкобюджетную фантастику.
Конечно, Стражински с завидной регулярностью спрашивали о перспективах возрождения «Вавилона 5», и несколько раз речь заходила о новых фильмах по франшизе, но дальше разговоров дело так и не пошло. Зато в 2021 году было объявлено, что канал The CW, специализирующийся на молодежных сериалах, готовит вместе со Стражински перезагрузку серии. Согласно анонсу, в сериале должен вернуться командор Джон Шеридан, который руководил станцией на протяжении большей части сериала — его вновь сыграет Брюс Бокслейтнер. А сюжет начнется с прибытия на «Вавилон 5» таинственного земного офицера и будет посвящен конфликту с инопланетной расой, опережающей человечество в развитии на миллионы лет. Впрочем, ожидать перезагрузки «Вавилона 5» в ближайшем будущем не стоит — работа над проектом, как и над многими другими сериалами, приостановлена из-за забастовки сценаристов.
Но «Вавилон 5» все же возвращается на наши экраны в новом формате. Полнометражный анимационный фильм Babylon 5: The Road Home отправляет Джона Шеридана в путешествие во времени и по альтернативным реальностям.
Хочется надеяться, что мультфильм The Road Home станет предвестником полноценного возрождения франшизы. «Вавилон 5» — один из лучших образцов телевизионной фантастики и заслуживает быть не просто памятником своей эпохи, но живой и активно развивающейся вселенной.