Верн, таким образом, предупреждал человечество об обратной стороне новейших технологий, о вещах, которые задумывались полезными, а в итоге убили миллионы людей и разрушили тысячи городов...
Отец научной фантастики
Произведениями Жюля Верна люди зачитываются вот уже 150 лет. И в этом нет ничего удивительного – он предсказал многие чудеса будущего. Он видел новшества в технике и в своих фантазиях выводил их на новый уровень. Тогдашняя наука едва поспевала за его воображением. Он стимулировал учёных и технологов пробовать воплощать его образы в жизнь, и от «не может быть!» до реальных образцов проходило не так уж много времени. Предлагая исследовать настоящее, он творил будущее. Интересы Верна простирались от морского дна до космоса. Он старался сделать свои произведения по-настоящему научными, и они вдохновляли многих учёных, изобретателей, писателей выходить за рамки технологических возможностей. По сути, он был проводником технического прогресса, пропагандистом всего передового в науке и технике. Он одним из первых стал писать научную фантастику и установил планку для своих последователей писателей, работающих в этом жанре литературы.
Детство
Жюль родился 8 февраля 1828 года на островке Федо в устье Луары неподалёку от Нанта. Возможно, что место рождения и то, что до Атлантики было всего 11,3 льё, зародило в нём любовь к странствиям, пусть и выдуманным. Позже Жюль много раз говорил, что душа у него морская, и лучше бы он стал моряком. Отец Пьер Верн, человек набожный, возглавлял адвокатскую контору, мать Софи-Нанина-Анриетта Аллот де ла Фюи была дворянкой из рода шотландского гвардейца Аллотта, служившего Людовику XI. Семья Верна была достаточно состоятельной: отец имел богатую клиентуру, и жену, дочь богатых владельцев верфей, взял с хорошим приданным. Жюль у четы Вернов был первым ребёнком, через год на свет появился брат Поль, затем сёстры Анна, Матильда и Мари.
В 6 лет родители устроили Жюля в школу на полный пансион, и видели его не часто. Как-то классная дама рассказала детям, что её муж 30 лет назад пропал в море, и она до сих пор верит, что он не погиб, а живёт на каком-нибудь острове, как Робинзон. Рассказ школьной учительницы запал глубоко в душу романтичному Жюлю, и он часто касался этой темы в своих романах.
Через два года, когда Жюль научился читать, писать и считать, отец определил его в частную католическую школу святого Станислава в Париже, а в 1842 году – в семинарию Сен-Донатьен, где 14-летний Верн начал писать роман «Священник в 1839», в котором жаловался на ужасную жизнь в семинарии. Видимо, жаловался он не только на страницах своего романа, который так и не закончил, но и отцу, и тот спустя два года перевёл его в Королевский лицей в Нанте, который Жюль вместе с братом успешно окончил в 1846 году и стал бакалавром.
Неудачи в любви
Жюль пытался продолжить писательство, но отец хотел, чтобы сын пошёл по его стопам и возглавил адвокатскую контору, и отправил его учиться в столицу. Имелась тому и другая веская причина: Пьер Верн считал, что сыну нужно быть подальше от своей кузины Королины, с которой у Жюля была любовь с детства. Пока Жюль учился в Париже, Королину выдали замуж. Жюль с этим смирился довольно быстро: вернувшись через год к родным пенатам, он тут же влюбился в Розу Гроссетьер, которой посвятил три десятка стихов. Впрочем, и здесь его ждала неудача: девушку выдали замуж за богача, и Жюль стал заливать тоску алкоголем. Знали бы родители Розы, что скоро Жюль станет знаменитым и богатым, может, и не стали бы ломать судьбу дочери.
Вместо юриста в писатели
В 1851 году Жюль стал дипломированным юристом, но на все просьбы и даже ультиматумы отца стать его преемником, отвечал отказом – он хотел писать. Двумя годами ранее он подружился с сыном легендарного Александра Дюма, вместе они написали пьесу «Сломанные соломинки», а Исторический театр не смог отказать старшему Дюма и поставил её на своей сцене. Вскоре Верн встретил своего земляка Питр-Шевалье, подвизавшегося главредом в парижском журнале «Семейный музей». Он предложил Верну написать несколько образовательных статей на тему истории, географии и технических новшеств. Верн взялся за работу, и в июльском номере журнала вышел его дебютный рассказ «Первые корабли мексиканского флота», а уже в августе – «Драма в воздухе».
Большую роль в судьбе начинающего писателя Верна сыграла встреча с Жаком Араго – известным писателем, художником и путешественником. Араго заинтересовал Верна рассказами о своих дальних плаваниях. Жюль задумался: а что, если есть ещё неоткрытые земли и океаны, решил, что будет исследовать самое неизведанное – будущее, и стал писать в новом жанре путевого очерка. Через пять лет Жюль вдрызг разругался со своим благодетелем Питр-Шевалье, и почти десять лет, пока тот не умер, отказывался писать для «Музея».
Семья
Друг Дюма устроил Верна секретарём в театр, и Жюль учредил «Клуб холостяков». Но в холостяках сам он ходил не долго: в 1857-м он женился на 26-летней вдовствующей даме Онорине де Виан-Морель, у которой к тому времени уже было двое детей. В 1861-м, когда Жюль плыл в Стокгольм, у него родился сын Мишель. Когда сын подрос, он стал типичным anfan terribble, регулярно попадал в разные переделки, часто ввязывался в драки, и, в конце концов, отец выгнал его из дома.
Поначалу Жюль входил в когорту «голодающих писателей», пока не изобрёл научную фантастику. В то время появились электричество, телеграф, телефон, лампочка, и многое другое. Технический прогресс стремительно мчался вперёд. Верн изучал достижения науки и окружающий мир – джунгли, пустыни, океаны, и решил совместить эти две сферы своих интересов в романах, которые принесли ему славу. А пока его произведения печатали неохотно, чтобы прокормить семью, он работал брокером по недвижимости, или, как бы сейчас сказали, риелтором, а в свободное время собирал в библиотеках материал и писал свои будущие знаменитые романы.
Фантаст
В 1862 году в Париже судьба свела Верна с известным на всю Европу издателем Пьер-Жюлем Этцелем. Именно он разглядел новый необычный литературный жанр – научную фантастику, выходившую далеко за рамки консервативного викторианского общества и открыл миру фантаста Жюля Верна. Вскоре Этцель напечатал первый роман Верна «Пять недель на воздушном шаре». Предчувствуя, что Верн может принести ему огромные деньги, и, опасаясь, что молодого бедного автора могут перехватить другие издатели, Этцель предложил Верну писать каждый год по три романа за фиксированный гонорар. Когда романы были удачно проданы, издатель сделал писателю более выгодное предложение: объединить прошлые и будущие романы в серию под общим заголовком «Необыкновенные приключения». Верн согласился, и в 1865-м в романах «С земли на Луну» и «Вокруг Луны» поведал, как люди высадились на спутнике Земли. Эти романы описывают разработки пушечного клуба, членами которого были те, кто потерял руку, ногу или другую часть тела в экспериментах с взрывчаткой, и гордились этим, а после Гражданской войны в Америке им просто нечем было заняться. Чтобы не помереть от скуки, клуб построил корабль-снаряд, и отправил его в космос с тремя астронавтами. Верн предсказал, что запустят корабль в 1969 году с южного побережья Флориды, и что долетит он до цели за три дня, и что обитатели корабля испытают на себе невесомость, и что при возвращении они упадут в океан. Единственное, что отличало роман от будущей действительности это то, что запустили корабль не при помощи ракеты, а выстрелом из мощной пушки. Нечто похожее потом было в советском фильме Григория Александрова «Цирк», в котором героиня Любови Орловой пела: «Я из пушки в небо уйду». Фантастические предсказания Верна повлияли на поколение молодых учёных. Воображение стало мощным стимулом, и в 1964-м Страна Советов отправила в космос трёхместный корабль «Восход». В общем, практически всё совпало, и так было не раз.
Позже в этой серии были написаны «Дети капитана Гранта», «Вокруг света за 80 дней», «Пятнадцатилетний капитан», которые прочитал каждый советский ребёнок, и другие произведения. Общий тираж книг Верна в СССР немного не дотянул до 51 миллиона экземпляров. В России Верн не бывал, но эта таинственная страна и её загадочные люди присутствуют в добром десятке творений Жюля Верна.
«Сен-Мишель»
В 1865-м Верн на свои гонорары купил старую посудину «Сен-Мишель», переделал её в яхту, а в одной из кают оборудовал роскошный кабинет. Потом были ещё три судна с таким же названием, только под номерами I, II и III. Верн стал не только писать о путешествиях, но и сам их совершать. Когда дома ему было неуютно, он уходил в море.
«Двадцать тысяч льё под водой»
В 1867 году на международной выставке в Париже Верна ошеломила новинка века – субмарина «Планжор». Верн сочинил роман «Двадцать тысяч льё под водой» и придумал подлодку «Наутилус» для исследований океанского дна, которая приводилась в действие в то время ещё экзотическим электричеством. Управлял «Наутилусом» капитан Немо – бежавший из России после подавления польского восстания поляк, мечтавший создать мир без войны, но в итоге сам вступил в противостояние со всем миром. Верн первым сказал, что подводные лодки можно использовать в военном деле и для научных исследований, придумал водолазный костюм с подобием акваланга. В 1960-м году два человека на глубоководном батискафе «Триест» опустились на дно Марианского жёлоба на глубину почти 11 км, тем самым, подтвердив возможности человеческой мысли, предсказанные Верном.
«Таинственный остров»
В 1874 году в романе «Таинственный остров» Верн изложил результаты своих многочисленных исследований и долгих лет работы в библиотеках. Группа пленников Гражданской войны в США сбежала на воздушном шаре, и приземлилась на необитаемом острове, где им пришлось столкнуться со стихийными бедствиями, дикой природой и пиратами. Но в самый критический момент, когда казалось, что всё кончено, еда, лекарства и оружие появлялись ниоткуда, словно их подарил сам остров – кто-то им помогал, но об этом не знали ни сами беглецы, ни, разумеется, читатели. В финале выясняется, что это всё тот же капитан Немо на своём «Наутилусе». Остров стал последним пристанищем Немо, там он открыл новый вид энергии – атомной, по сути – бесконечной, и, вероятно, не случайно первая атомная подлодка американского ВМФ названа «Наутилусом». Кроме того, Немо научился добывать энергию водорода из морской воды. Сегодня экологически чистые водородные двигатели стали реальностью.
Предсказания Жюля Верна сделали его имя синонимом прогресса. Но этим он во многом обязан издателям. Этцель и Верн прекрасно дополняли друг друга. Этцель знал, чего хотят читатели, и не давал Верну писать то, что они читать не хотели. На самом деле Верн был более пессимистичен, чем его романы, ведь концовки почти всех их были по настоянию издателя изменены на счастливые. Верн стал таким, каким нужен был Этцелю – поучительным и позитивным, его тёмная сторона была скрыта.
Воздухоплавание
В последние десятилетия позапрошлого века элита в промышленно развитых странах серьёзно заинтересовалась воздухоплаванием, и Жюль Верн не стал исключением. Но ему нужна была передовая техника, а монгольфьеры зависели от милости ветра и погоды. Друг Верна фотограф и иллюстратор Феликс Надар показал ему эскиз новой модели летательного аппарата тяжелее воздуха – аэроплан с пропеллером. Верн спрогнозировал, как эта пока теоретическая модель может развиться, и в 1886 году в романе «Робур-Завоеватель» описал огромный самолёт с пропеллером под названием «Альбатрос». Робур – безумный гений, требовал от некоего филадельфийского клуба признания своего аэроплана. Когда члены клуба подняли Робура на смех, он захватил их в заложники, чтобы показать силу огромного самолёта.
Тёмная сторона
С возрастом Верн изменился, в салонах судачили, что наружу вышла его тёмная сторона, намёки на которую проявлялись в течение всей его карьеры. В 1879-м под впечатлением франко-прусской войны, в которой Франция потерпела поражение, и Париж был оккупирован неприятелем, Верн написал очень мрачный роман «500 миллионов бегумы» о расовой нетерпимости, национализме и неминуемой войне. Кое-кто даже считает, что это был набросок плана Первой мировой войны. Верн предсказал появление оружия массового уничтожения – огромных пушек, отравляющего газа и ракет, которые могли доставить его на большие расстояния. Немногие поняли, что Верн, таким образом, предупреждал человечество об обратной стороне новейших технологий, о вещах, которые задумывались полезными, а в итоге убили миллионы людей и разрушили тысячи городов.
Покушение
В марте 1886-го в Жюля дважды стрелял из револьвера его племянник Гастон, сын брата Поля. Гастон был малость не в себе, и завидовал дяде. Наутро о покушении написали все ведущие мировые газеты. Одна пуля попала Жюлю в ногу. Ранение не было тяжёлым, но хирург, вытаскивавший пулю, был тем ещё коновалом, и после ранения Верн хромал всю жизнь. Но не увечье было самым страшным – выстрелы племянника морально надломили Жюля. Через неделю после покушения умер постоянный издатель и большой друг Этцель. Руководителем издательства стал его сын, позволивший Верну писать то, что он хотел, и тот потерял чувство меры. Верн начал много писать о военной технике, в его романах появилось много разрушительных приборов, много зла.
«Париж в ХХ веке»
С возрастом мрачные предчувствия стали отражаться на жизни Верна. Мало того, что он хромал, так у него ещё развился диабет, он становился всё более слабым и немощным, он не мог писать, а без придуманных приключений, которые он сам переживал, как наяву, он пал духом. Он разочаровался настолько, что решил, что все его произведения не достанутся никому. Он собрал свои бумаги, записи, недописанные произведения, неопубликованные рукописи, и начал их уничтожать. Но недаром говорится, что рукописи не горят: всю свою работу он уничтожить не смог – осталось более 20 тыс. тетрадей с материалами из самых разных отраслей знаний. Остался и пророческий роман «Париж в ХХ веке». Когда Верну 35, он отдал этот роман Этцелю, а тот сказал, что печатать не будет – читателю такое не нужно. Верн настаивать не стал, но сохранил роман для потомков, и рукопись пролежала в тайнике больше ста лет – её издали только в 1996-м. Верн, описывая Париж 1960 года, предупреждал, что обольщаться не стоит, всё будет не так уж и хорошо. Да, будут небоскрёбы вместо небольших домов, будут самодвижущиеся тележки вместо конных экипажей, будет даже что-то вроде Интернета. Но уже в середине жизни Жюля Верна одолевали сомнения, что люди смогут разумно распорядиться своими прогрессивными изобретениями, и потом он не раз повторил эти опасения.
Сын
В начале ХХ века Жюль Верн стал почти затворником. Но именно в конце бурной жизни к нему вернулся сын Мишель, которого отец считал почти безумцем, и он стал опорой отцу на старости лет. Именно Мишель закончил напечатанный в 1919-м под именем отца роман «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака». Многие уверены, что роман Жюля Верна «Агентство Томпсон и К°», вышедший в 1907 году, написал Мишель.
16 марта 1905 года у Жюля Верна, которому только-только исполнилось 77 лет, случился сильный диабетический криз, и через 8 дней он скончался. Об этом сообщили все газеты мира. На его похороны пришли тысячи людей, а его романы и их герои живут до сих пор.
Cпасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!