Найти тему
Samorodok₽

Почему мы тревожнее своих предков?

Предисловие.

Оглянитесь. Что происходит в данную секунду? Никто не истекает кровью, не умирает; вам не грозит ни землетрясение, ни пожар; и риск террора или поножовщины ничтожно мал. Но почему-то неспокойно на душе.

Как будто мир зажимает в тиски. Знакомо? Откуда такое чувство? 

Введение.

С древних времен, когда наши предки руководствовались инстинктами, многое изменилось. Сегодня совсем не обязательно иметь обозримый повод для беспокойства. Если раньше человекообразную обезьяну заботил лишь нижний пласт пирамиды Маслоу, то теперь, с ростом пирамиды потребностей, всё большую независимость обретает внутренний мир от внешних факторов.

Основа.

Отсутствие ясных стимулов объясняется тем, что существуют неочевидные тенденции, которые выводят из состояния равновесия: 

  1. «Побочные» профессии.

Первобытный человек разводил костер, зная, что огонь его согреет; охотился на буйвола, понимая, что убитая туша его прокормит; молился богам, будучи убежденным, что высшие силы спасут его от невзгод.

А что, в свою очередь, чувствует бариста, наливающий лавандовый раф богатому посетителю? Клиент явно может обойтись без чашки кофе, и удовлетворение его потребностей не видится чем-то суперзначимым. Тем более, нужды не свои собственные, а чужие. Так, сотрудник Шоколадницы плетется за стойку лишь потому, что «надо». В то же время человеку свойственно целеполагание, и за неимением смысла, наступает уныние.

  1. Глобализация.

Статистика оповещает, что каждую секунду в мире рождается примерно 6 младенцев, и умирает 1-2 человека. 

В товарообороте между странами купленные вами сапоги будут небрежно брошены в морской контейнер для учета. 

И в одной только России Новый год встречают от Владивостока до Калининграда с 15:00 до 01:00 по московскому времени соотвественно.

Неудивительно, что мы чувствуем себя всего лишь одним из множества элементов общей картины; маленьким человеком, как несчастный Акакий из «Шинели».

Кроме того, сегодня, за счет нажатия кнопки, лидер ядерной державы может потенциально стереть с лица Земли население планеты. Таким образом, от вашего решения мало что зависит в иерархической структуре, заключающей в себя 7 миллиардов населения планеты. Отсутствие власти над происходящим вызывает подсознательную панику.

  1. Выбор и ответственность.

В доисторический период судьбу предопределяли внешние обстоятельства - нападение зверя, катаклизма, обвал в горах..

Что же касается наших дней, медицина дает человеку возможность победить смертоносную болезнь. Остаётся сделать выбор: идти на операцию или нет, при том что оперативное вмешательство вполне может убить раньше, чем это сделает опухоль. На кону не много, не мало - жизнь.

Широта выбора отличает свободолюбивого человека. Но вместе с ней мы получаем неуверенность в себе, тратим время на ненужные расчеты и чувствуем вину в случае, если выбор не оправдал ожидания. Все потому, что возможности порождают ответственность за свое решение.

  1. НТП.

Появление искусственного интеллекта резонно задает человечеству вопрос: «Что нас ждёт, когда исчезнет необходимость в живом труде?»

Бытует мнение, что станет активнее развиваться креативная сфера. Но тогда акцент в пирамиде Маслоу сдвинется на духовный спектр, пропасть между внутренним и внешним миром увеличится в разы.

Масла в огонь подливает редуцирование физического труда. Вместо того, чтобы пахать картошку, человек вспахивает свое внутреннее содержание, погружая себя в условия стресса.

  1. Саморефлексия.

Древний человек едва ли задавался вопросом, почему он радуется, плачет или хочет есть. Он просто принимал свои чувства, эмоции и желания как данность.

Необходимость анализировать свое состояние возникла, когда человек плотно обосновался в социуме. Для того, чтобы выстраивать качественные отношения с окружением, надо было приручить эмоции, что мы, собственно, и сделали. Но для того, чтобы взять свою душу под контроль, следуют для начала проанализировать свое Я. Так появилась саморефлексия.

Но помимо своей безусловной пользы, этот навык несет за собой горькие последствия. Все чаще людей мучает так называемая «мыслительная жвачка». Размышления не дают уснуть и мешают продуктивно бодрствовать. Люди замыкаются в себе и отрезают себя от общества, тогда как самоцель рефлексии была прямо противоположной.

  1. Толерантность.

Тенденции к толерантности рушат не только стереотипы - терпят крушение социальные институты, обеспечивающие стабильность.

Сперва племенная, а затем общинная система внушала чувство защищенности. Со временем община переквалифицировалась в патриархальную семью с мужчиной во главе. Муж был залогом стабильности. Именно поэтому, а уже после - из соображений морали, брак признавался нерушимым союзом. Но отныне набирает обороты партнерский вариант отношений, и как женщина, так и мужчина предоставлены в первую очередь самим себе, а уже потом друг другу. 

Обретают популярность свободные отношения. В таком варианте ещё меньше устойчивости и больше страха.

На самом деле, я сторонник описанных тенденций, потому что патриархат нередко становится оправданием пьянства и домашнего насилия. Но именно переходный период воспринимается как потеря того, что так сладко грело душу. Эта приверженность особенно выражена, если в детстве модель родительских отношений была здоровой или преподносилась как таковая.

  1. Бурный информационный поток.

Меньше знаешь - крепче спишь. И вот тому яркое подтверждение. 

300 тысяч лет назад люди, не догадываясь о природе тех или иных явлений, оправдывали их посланием богов.

С тех пор религия основательно пустила корни, приобретая самые разные формы - будь то мировые буддизм и христианство или национальные синтоизм и сикхизм. Неизменным оставалось одно - вера в сверхъестественные силы.

Однако  с развитием науки аксиомы мироздания стали вытеснять религиозные домыслы.

Многие люди, став атеистами, потеряли почву под ногами. Надеяться на себя самого - задача не из лёгких. Это опять же вопрос ответственности, ее груз непосилен нежной психике.

Возможно, когда-нибудь для общения с собой тоже будут придуманы священные обряды по аналогии с молитвами. Хотя аффирмации, в целом, уже составляют конкуренцию. Это тоже своего рода религия.

  1. FOMO.

Всю пагубность антропологического воздействия достоверно отражает аббревиатура FOMO - Fear Of Missing Opportunity, или страх упущенных возможностей.

Если в кайнозое представитель homo замечал сподручное для себя дело, то не отказывал себе в том, чтобы к нему приступить. Если у соседа в пещере лежит нетронутая шкура, значит он ее быстро экспроприирует, ибо она несомненно пригодится в хозяйстве. К чему сложности?

Но ещё с доисторических времен в историю врывается негласный кодекс нравственности, предполагающий в той или иной формулировке, что границы человека заканчиваются там, где начинаются границы другого.

Недостаточно увидеть в кошельке у коллеги 2-тысячную купюру, чтобы переложить ее к себе в карман. Но сам факт, что счастье так близко и в то же время недосягаемо не может не расстраивать. 

Все ещё более грустно, если возможности субъективны. Вам может казаться, что вы недостаточно реализуете потенциал. Тогда на душе скребутся кошки. Это и есть FOMO. 

  1. Город.

«В гармонии с бетоном» - вот, как можно вкратце описать существование жителя мегаполиса. 

Ни для кого не секрет, что цвет, свет, запах, объем и звук напрямую воздействуют на психику. И нетрудно представить, какому стрессу подвергается детище природы, помещенное в пыльную городскую коробку. Призываю горожан вспомнить, что впитывают изо дня в день их рецепторы: запах бытовых отходов, шум от трения покрышек об асфальт, ненатурально желтый резкий свет от фонаря, серые облицовки пятиэтажек и довлеющий монолит бетона вокруг двора. О какой гармонии может идти речь?

Тем не менее, стоит отдать должное урбанистам и дизайнерам, намеренные это исправить. Интеграцию природы предполагает биофильный дизайн за счет внедрения в интерьер и экстерьер древесины, камня, растений и водных источников.  

Так или иначе, сможет ли архитектура составить конкуренцию полному единению с природой? Вопрос хороший. Но в любом случае, переходный этап помещает в контекст гнетущей неопределенности.

Вывод.

Итак, зачастую в современном мире угроза исходит изнутри. Она может быть незаметна стороннему наблюдателю, но ею нельзя пренебрегать. Добавьте ко всему вышеперечисленному личные проблемы, и получится типичный представитель текущего поколения, раздавленный тяжелым бременем прогресса.

Боярская Яна Павловна.