Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Гештальт-инструменты

Гештальт-инструменты - это некие идеи, которые могут стать для гештальт-терапевта опорными в начале практики. Это то, о чем упоминают авторы гештальт-подхода, и в чем они часто солидарны друг с другом, а так же то, что проверено на практике, как хорошая форма поддержки или фрустрации.

В этой статье я поделюсь двумя такими инструментами.

Первый я бы назвала - "Фантазии"

Как его использовать?

Бриджит Мартель в книге "Сексуальность, любовь и гештальт" работе с фантазиями просвещает целую главу.

Люди, которые запрещают себе фантазии по причине того, что они их пугают или удивляют, или ещё что-то, часто верят в мифы о "греховности мыслей" или об их "материализации". Но мысль, фантазия или мечта не ведёт напрямую к последствиям, которые могут навредить самому человеку или кому-то ещё.

За появлением мысли или фантазии следует этап психической проработки.

За этим этапом следует ещё один - выбор средства или способа реализации своей фантазии.

Тот, кто фантазирует о насилии - не является потенциальным насильником. Более того, фантазии и их психическая проработка - это то, что помогает предотвратить насилие.

Таким образом, первое условие применения этого инструмента можно сформулировать как:

"Между фантазией и действием есть расстояние. Оно имеет фундаментальное значение. И что бы преодолеть это расстояние, нужны здравый смысл и прозорливость"

Поэтому важно поощрять клиентов говорить о своих фантазиях, даже тогда и особенно тогда, когда клиент стыдится их, как того, что определяет его " плохим, грязным, преступным" или винит себя за то, чего он не делал, а только думал об этом.

Второе:

Фантазии - это фундамент творческого приспособления.

Чем больше мы отпускаем свое воображение, тем больше мы видим возможностей для удовлетворения своих потребностей в окружающей среде. Именно этот ресурс требуется развивать для самоподдержки.

Иногда люди говорят, что не мечтают, потому что не хотят потом разочароваться. Часто за этим скрывается интроицированный семейный сценарий о том, что выше головы не прыгнешь и тому подобное. Это хороший материал для работы.

Третье:

Вместо проекций используйте "гипотетические фантазии".
(Не знаю, где я слышала это словосочетание, мне нравится думать, что это я его придумала)

Всегда, когда внутри нас складывается стройный нарратив про другого человека и нам кажется, что вот сейчас мы вообще всё поняли, хорошо бы этот нарратив прояснить. Прояснить именно, как предположение или даже сон, который вам сейчас снится про этого человека.

Если вы с ним в диалоге, то сон снится и ему, это тоже следует иметь ввиду. Выходя со своей фантазией на границу-контакт, вы получаете возможность встретиться. Или нет. Тут уж как повезёт.

Еще один гештальт-инструмент - "Усилия: витальные и волевые"

Каждый ребенок слышит в детстве родительское "старайся!". И если из ребенка вырос социально адаптированный взрослый, то можно предположить, что он этому посланию следовал, то есть - он прилагал волевые усилия. Делал то, что необходимо, что требуют, что ожидают, что делают все. Для достижения определенной цели или решения какой-то задачи. И вот тут подвох - цели и задачи мутные, и зачастую взрослые их не могут четко обозначить ни себе, ни ребенку.

Когда ребенок задаётся вопросом - зачем это делать? - как правило, ему отвечают что-то типа - "а как иначе?". Зачем учиться в школе? - А как ты собираешься дальше жить? Все дети учатся, и ты должен. Это такая детская обязанность. Иди делай уроки.

Такой примерно текст.

"Надо - значит, надо" - первый из часто встречающихся интроектов про волевые усилия.

Взрослея, мы можем обнаружить, что такая мотивация перестает работать: чем меньше мы зависим от других, тем отчётливее нам нужны ответы: в чем цель? Куда мы идём? В чём смысл этих задач?

И если мы будем отмахиваться уже внутренне от этих вопросов так, как это делали с нами когда-то внешне, то волевые усилия, как минимум, будут нас истощать, а, как максимум, мы просто будем следовать за другими, которые "знают, что нам нужно".

Следующий интроект: "Если у тебя что-то не получилось, ты недостаточно старался". Не понимаешь математику? Просто надо меньше лениться и больше делать примеров. Плохо относится учитель? Значит, ты что-то не так делаешь, постарайся понравиться учителю, и всё получится.

Мир (среда) представляется в этом случае местом, которое нужно всегда контролировать. Чуть отвлекся - мир повернулся задом.

Могу предположить, что в основе многих фобий лежит невозможность контроля. Как в самолёте, где приходится довериться пилоту, что он просто сделает свою работу. Но именно это и вызывает панический страх - ощущение, что от меня ничего не зависит.

Наши родители нас не обманывали : действительно, есть ситуации, в которых необходимы волевые усилия. Когда задача превышает комфортный для нас уровень сложности, нам проще отвлечься на что-то другое. Но так мы не сможем ничего создать или научиться чему-то новому. Поэтому, если мы знаем ради чего (цели, задачи) и можем влиять на результат, то усидчивость и "старательность" (фокус внимания, четкая структура, анализ, синтез и т.д.) - это важные ресурсы созидания.

Но вот ещё, что важно: витальные усилия. О них нам тоже много всего говорили в детстве: "хочется - перехочется", "мало ли чего ты хочешь", "хотеть не вредно". Мы привыкаем к тому, что наши желания не имеют значения, они вторичны. Мы чаще всего хотим, по мнению других, чего то или невыполнимого, или бесполезного, или "глупого и детского". В дошкольном детстве многие не знают скуки, потому что игра - это доверие себе и своим желаниям. Мы даём волю воображению и следуем за ним. А потом мы отучаемся доверять себе: каждое наше желание, мечта, идея подвергается мучительным сомнениям, прежде чем мы делаем шаг в сторону их реализации.

В связи с чем, инструментами в гештальт-подходе может стать реабилитация витальных усилий и доверия себе с одной стороны, и тщательная ревизия волевых усилий и доверие миру (среде) с другой стороны.

Если статья понравилась, то буду признательна за лайк и/или комментарий)

Еще больше гештальт-инструментов в супервизорской онлайн-группе "Практика: шаг за шагом", старт: 16.09.2023, подробности здесь: https://www.b17.ru/training.php?id=89554

Автор: Мария Емельянова
Психолог, Гештальт-терапевт Сексолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru