Найти в Дзене
History Empires

Советским инженерам было в общем то наплевать, что там прокричали за большой лужей, и о чём

Оглавление

4 июля 1958 год. Северодвинск.

Академик Анатолий Александров, руководитель проекта по строительству первой советской атомной субмарины, находясь на борту подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», внёс в вахтенный журнал историческую запись: «Впервые в стране на турбину без угля и мазута был подан пар».

Оба атомных реактора подводного корабля были запущены и первая отечественная атомарина начала ходовые испытания.

С таким «прицепом» лучше вести себя смирно

Американцы оказались шустрее. 17 января 1955 года в эфире раздалась пафосная речь на английском: «Я — „Наутилус“! Иду на атомной энергии! Иду на атомной энергии!».

Так подводники США оповестили весь мир, что их страна создала первую атомную субмарину. Лодку они назвали «Наутилусом». Такое название было у первой подводной лодки, построенной и спущенной на воду в 1800 году американскими инженерами.

Вашингтон как бы намекнул всему миру, в том числе и СССР, что не потерпит в подводной среде никаких конкурентов.

Атомная подлодка "Наутилус".
Атомная подлодка "Наутилус".

А советским инженерам было в общем то наплевать, что там прокричали за большой лужей, и о чём. Страна стремительно шла по дороге освоения космоса, на шаг опережая американцев.

Значительное опережение было и в области строительства атомных надводных судов. Так, в 1953—1955 годах уже был готов проект советского ледокола «Ленин» с атомной силовой установкой.

Да и в проектировании атомных подводных лодок Советский Союз вполне мог тогда опередить американцев, если бы не одно «но».

Разработкам помешала... бомба. Да, да. Советская атомная бомба. Тот же академик Александров был полной решимости заняться проектом атомной субмарины еще в 1948 году.

Идею академика похоронил Лаврентий Берия. Он тогда курировал атомный проект и все ресурсы, в том числе и человеческие, направлял на создание атомной бомбы. Ведь у американцев то она уже была.

Анатолий Александров, который был не просто из «бывших», а еще и служил в Гражданскую у Врангеля, предпочёл тогда вести себя ниже травы, тише воды. Он отлично знал — чем заканчиваются настоятельные просьбы.

Поспешишь, людей насмешишь

В общем, в СССР тогда решили не спешить с созданием атомной подводной лодки. И вы знаете, это решение оказалось выигрышным. Советская концепция оказалась лучше, чем у американцев.

Корпус первого атомохода «Наутилус» совсем немного отличался от корпуса предшественников — дизель-электрических лодок. Американцы, в отличие от советских конструкторов, особо не заморачивались. Строили свой первый подводный атомоход по образцу и подобию подводных лодок, которые у них тогда стояли на вооружении.

В то время дизель-электрические лодки были скорее не подводными кораблями, а «ныряющими». То есть все свои основные маневры они совершали в надводном положении, а когда это было необходимо, то лодки уходили под воду. Да это и правильно, ведь скорость субмарины намного выше в надводном положении.

Так что «Наутилус» если и отличался от обычной подлодки, то только своей атомной силовой установкой. Это то же самое, как если бы на телегу водрузили двигатель внутреннего сгорания и назвали её автомобилем.

Атомная подлодка "Ленинский комсомол".
Атомная подлодка "Ленинский комсомол".

СССР пошёл по совершенно другому пути. Корабль, имея совершенно иную, до этого не применявшуюся, силовую установку, приобретал другую автономность в подводном плавании. Мировой океан для такой субмарины должен был стать естественной средой обитания. Как, например, для кита.

Советский учёный Владимир Перегудов вынес на суд комиссии совершенно иное, можно сказать, революционное решение об облике подводного корабля. Корпус, представленный им, напоминал очертания китообразного животного, живущего в глубинах океана.

Обводы советской будущей атомарины были обтекаемые, каплевидные. Корпус должен был обеспечить скорость и маневренность лодки под водой. Первый проект из-за этого и получил наименование «Кит».

Такие обводы субмарины в дальнейшем стали характерными для последующих поколений подводных кораблей. И не только советских, и российских. Все зарубежные конструкторы, в том числе и американские, восхищённые тогда оригинальным решением советского конструктора, приняли этот образец для подражания.

В далёком 1958-м, американцы, увидев воочию первую советскую атомную подлодку К-3, скрепя сердце, согласились: «Да, русская атомарина превосходит наши по всем параметрам». Был лишь один недостаток — повышенная шумность.

Подводная лодка "Ленинский комсомол" на Северном полюсе.
Подводная лодка "Ленинский комсомол" на Северном полюсе.

Американцы еще какое-то время пытались доказать превосходство своих атомных подводных кораблей. Ну, например, они устроили плавание через Северный полюс. Правда, толку от этого рекорда было никакого. Всплыть у них тогда не получилось вблизи полюса.

А вот наши смогли. В 1962 году, 17 июля, впервые в истории человечества, подлодка «Ленинский комсомол» всплыла недалеко от Северного полюса. Советские подводники водрузили флаг СССР над ледяной пустыней, перекурили на свежем воздухе, нырнули, и отправились к себе домой. Мол, знай наших.

📌 Вашему вниманию: