Найти тему
Iren Adler

Учат в школе, учат в школе...

Итак, пошли тут некоторое время назад крамольные разговоры по поводу того, что на Западе плохо учат. То есть приезжают к ним эльфы-новобранцы в надежде приобщиться к великой мудрости, познать тайны в0енно0й тактики и стратегии, а их там с черенками лопат маршировать заставляют. И открывается этим новобранцам пугающая истина: что умеют они маршировать с этими черенками гораздо лучше и слаженней, и даже использовать эти черенки с определенными целями. С какими, уточнять не буду. Сами решайте. И пошел тут по рядам адептов крамольный ропот, мол, Запад-то не настоящий, ничего не знает и не умеет. Видимость, мол, одна.

Тут я, конечно, преувеличиваю, много чего умеет и много чего знает. Но понять чувства и разочарование ропщущих очень даже могу, ибо сама пережила нечто подобное, и могу представить доказательства. Не помню точно, но в какой-то статье этим своим разочарованием я уже делилась по поводу так называемого великого западного образования и не менее великих методик обучения чему бы то ни было.

В качестве новобранца на полигон меня не отправляли, но мне довелось побывать на языковых курсах. Как подавляющее большинство граждан бывшего Советского Союза я пребывала в иллюзии величия и могущества Запада, в иллюзии того, что там всё умеют, всё знают, и вообще всё делают с профессионализмом и педантичностью. А кто не думал? Назови!

Ладно, ладно, верю, что кто-то так не думал. Но я говорю о себе. И как всех, пребывающих в иллюзиях, меня ожидала жесткая посадка.

Практически на следующий день после моего прибытия в Обервезель, где мне дали комнатку размером с железнодорожное купе, меня отправили на языковые курсы в Кобленц. От Обервезеля до Кобленца чуть больше 40 км, надо ехать на поезде, потом топать от вокзала пешком до школы. Ну это ладно, мелочи жизни. Электричка идет 40 мин, можно подремать. Тем более, что меня вдохновляла перспектива к приобщению к великой методике обучения иностранным языкам! Да что там какой-то Иняз в Ташкенте. Каменный век. Чему там вообще могли научить? (Самое интересное, что учить как-то умудрялись) Вот сейчас в эпицентре европейской цивилизации, в той самой недостижимой ФРГ, о которой я столько слышала в новостях, мне покажут, как нужно учить. Не зря же нам, дремучим жителям, "совкам", всегда ставили в пример европейцев, говорящих на иностранных языках. Не то, что наши, которые двух слов связать не могут.

А бутерброд дорогой, поэтому, плиз, его на фиg (c)

И вошла я в аудиторию в священном трепете. И приготовилась внимать. Вот сейчас мне покажут и расскажут, как надо. До этого я уже дома понемногу учила немецкий. Разумеется, самым устаревшим и примитивным способом, по школьным учебникам. И даже ученицей успела обзавестись. Но это же все, конечно, было совсем неправильно, трудоемко, все это такое устаревшее.

Занятия длились с 8 до 15 30, с перерывами. В группе - 20 человек. В основном, уровень нулевой. Но были те, кто приехал по немецкой линии, и кто разговаривал, как говорили их предки при Екатерине. Их более-менее понимали, и они более-менее понимали, им этого вполне хватало. Было парочка более молодых переселенцев, кто тоже готовился к переезду и ходил к репетитору. Были самоучки вроде меня, но мало. В основном, нулевики.

Первое занятие я списала на подготовительную неразбериху. Ладно, преподаватель знакомится с учениками, выясняет уровень. Организационные вопросы. Второй день меня уже насторожил. Третий вызвал недоумение. Четвертый вверг в уныние. На пятый день я взяла в класс свой учебник и принялась учиться по своей дремучей системе. Сначала преподаватель меня игнорировал, потом начал задавать вопросы:
-Фрау Адлер, а что вы там делаете?
-Учу немецкий.
-Вы неправильно учите.
-Почему?
-Вы используете родной язык, а это неправильно.
При этом у препода не возникало вопроса, почему это я, учащая язык неправильно, спокойно с ним говорю на немецком, а вот вся группа, которую учат правильно, ни в зуб ногой. Я учу неправильно, и всЁ тут! И не имеет значения, что мое неправильное учение дает результат, и неплохой.

Великая европейская методика заключалась в том, что препод все часы занятий трещит на немецкой, пишет на доске названия частей тела и вбивает разницу между "на столе" и "на стол". "Auf dem Tisch" и "auf den Tisch".

Это мне первая неделя занятий не понравилась. Но все познается в сравнении. Через неделю пришел другой преподаватель, Herr Домермут, до этого была пожилая дама. И эта дама показалась мне даром небес. Потому что с ней мы выучили расхожие фразы и даже пытались строить простенькие диалоги. А этот притащил распечатки со столярными инструментами (некоторые я даже на русском не назову правильно), расписал их названия и заставил учить. Я продолжала учиться по своей дремучей системе. Он меня за это очень невзлюбил. Время от времени пытался явить группе мою неправильность, подбрасывал мне задания на склонения артиклей и форму прилагательных. И никак не мог понять, почему аккузатив и датив не ставят меня в тупик.

В конце концов, группа возмутилась, что их совершенно не учат говорить, и мы даже писали коллективное письмо в администрацию школы. Но ничего не изменилось. Потом по результатам месяца я перескочила ступень, и меня отправили в другую школу. Там было еще интересней. Там преподавала дама - выходец с Гавайских островов. Ей немецкий был даже не родной, она просто несколько лет назад вышла замуж за немца. В принципе, она была безобидной, и как преподаватель, бесполезной. От скуки я ее слегка троллила - делала синхронный перевод на английский.

Единственным светлым пятном была неделя, когда нашу гавайскую немку заменяла студентка факультета германистики. Разумеется, из русских немцев. Это была неделя счастья! Девушка была великолепна. То, как она вела занятия, с каким азартом, с какой подготовкой, было выше всяких похвал. Но, увы, это длилось всего неделю. А потом все вернулось на круги своя.

Нет, я допускаю, что где-то есть какие-то суперкурсы, где учат иностранным языкам всяких разведчиков. Или даже не разведчиков, а просто хороших специалистов. Вот врачи мне попадались, очень неплохо говорящие на английском, я первое время этим спасалась. Но как выяснилось позже, то, что выходцы из университетов владеют иностранными языками, вовсе не заслуга каких-то методик, а исключительно их собственная и усилий их частных преподавателей. А еще, конечно, возможность попрактиковать язык в языковой среде. В школах заставляют учить огромное количество слов, но как правильно это слова употреблять, никому нет дела. Одна из первых моих учениц, та, которая сейчас заведует IT-отделом, мне рассказывала, что ее сокурсники совершенно не знают грамматики, но зато знают много слов, и вот на этой грамматике она их на экзаменах и обходила. Да, языкового барьера у них нет, это правда, они не стесняются нести совершенно бессвязные речи на английском, с кучей ошибок, но составить простенький связный текст они не в состоянии. А на экзаменах почему-то требуют именно этот самый текст. Вот что удивительно.

Так что меня нисколько не удивляет этот ропот по поводу обучения "эльфов". И пусть их учат! Пусть. Эти "эльфы" забудут то, что знали. Одна девушка, которая закончила два курса на немецком факультете, так мне и сказала: я на этих курсах забыла даже то, что знала.

Теперь я предвижу закономерный вопрос от моих оппонентов. А как же так получается, что вот при такой плохой системе образования, в Европе, а в частности, в Германии, такие высокие технологии и такие хорошие машины (кстати, машины уже давно не такие хорошие)? Отвечаю. Здесь упор делает на индивидуализм. Тут надо учиться не благодаря школьной программе, а вопреки. Есть у тебя упорство, склонности, возможности, тогда ты добьешься. Но школа тебе практически не помощник, а скорее наоборот. В школе набросают кучу заданий, и сиди с ними самостоятельно разбирайся. Никто не поможет. И так по всем предметам. А школьники тут расслабленные. Зачем напрягаться, если и так неплохо кормят? В крайнем случае, пойдут на пособие. А заставлять нельзя. Нарушение прав. Те же, кто преодолел леность и неорганизованность, кого правильно мотивировали в семье, выбиваются и двигают те самые технологии. Таких очень ценят в частных фирмах. А все остальные... А все остальные идут в политику! Или в экоактивисты.