В августе многие мои коллеги заняты написанием рабочих программ. И сразу, может, кто ответит: «Почему сегодня учитель в России пишет рабочие программы каждый год?». Получается, чем бы ни занимались, лишь бы…
Помимо программ по своим предметам, а у некоторых педагогов несколько предметов, кто-то ждёт рабочую программу для внеурочных занятий «Разговоры о важном». И в конце статьи вы сможете её скачать в первом закреплённом комментарии. Мои коллеги, после выхода документов спрашивают: «А зачем мне программа? Материал же на сайте берём» и «Почему в каждом классе 36 часов в год? Ведь при одном часе в неделю должно быть 34».
Есть коллеги, ответы на эти вопросы. Напишите, пожалуйста, в комментариях.
Но из всех ответов, которые я уже видел, мне нравится следующий: «А они школу только на картинке видели, поэтому там всё может быть». И, действительно, почему программы составляют люди, которые ни дня не работали в школе. Возможно, кто-то скажет, что тренер по футболу не обязан сам играть в футбол, но пока в сфере образования так не работает.
Я всегда уважал тех преподавателей и методистов в своём вузе, которые параллельно работали в обычных школах и могли любую ситуацию в школе рассказать на основе своего опыта.
Что нас ждёт в новой программе
Школьников ждёт 36 внеурочных занятий, которые охватят важные даты и праздники в новом году. Например, «День народного единства», «День защитника Отечества», «Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя», «День российской науки» и т. д. А также юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.
Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В первый понедельник учебного года ребята посетят занятие, посвящённое Дню знаний. В последующие недели педагоги проведут уроки под названием «Там, где Россия», «К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской» и «Избирательная система России (30 лет ЦИК)».
Почему «разговоры» проходят по понедельникам
И, кстати, про понедельник. Открою небольшой секрет: все эти занятия могут проходить в любой другой день. Например. В нашей сельской школе «Разговоры о важном» проходят по вторникам. Здесь как всегда плохо или хорошо сработали рекомендации Минпросвещения РФ. Некоторые директора понимают их по-разному. Одни берут под козырёк, другие — нет. Согласно всем рекомендациям, был выбран понедельник (1 урок), но никто не мешает проводить «разговоры» и в другие дни.
За что критикуют «Разговоры о важном»
Многие вспоминают уроки политинформации, которые существовали в советской школе. Единственное, что те уроки проходили в форме монолога учителя или доклада одного из учеников, а сегодня - должны быть дискуссии. Хотя, пока это не всегда получается. Проблема в кадрах, ведь не каждый учитель ориентируется во всех темах и может вести диалог со школьниками на острые темы.
А сегодня их, как никогда, много.
Когда начнётся практика
Кстати, в начале лета депутаты Госдумы предлагали вести практику на таких занятиях. Например, несколько таких практических занятий можно было объединить под названием «Важные дела». Под этим словом чиновники понимают помощь незащищённым и нуждающимся категориям граждан, сохранение природы и памятников культуры родного региона, забота о бездомных животных, содержащихся в питомниках. Нравится ли вам такая идея?
Только у меня сразу вопрос: «А как всё успеть сделать за 30 минут?». Но и если даже представить, что на это можно выделить полный день, то будут страдать уроки, домашнее задание, опять же, будет не открыто, надо подписать кучу согласований в ГИБДД, если предполагается поездка, например, в питомник и так далее. Как всегда, вопросов больше, чем ответов и поэтому, скорее всего, эта идея так и останется на бумаге.
Пишите в комментариях, нравятся ли вам и вашим детям «Разговоры о важном», прогуливают их и стоит ли в школе заниматься «Важными делами». Программу и методические рекомендации вы легко найдёте в первом закреплённом комментарии.