Движение — жизнь. А в контексте искусства XX века еще и смелый вызов всему статичному. В рубрике #СловарьВинзавода разбираемся, как кинетическое искусство сдвинуло с места (буквально) устоявшиеся вещи.
О направлении
Они перемещаются. Вибрируют или жужжат. Взлетают или падают. Прыгают или искажают окружающее пространство. В кинетическом искусстве произведения двигаются или изменяются в то время, пока зритель с ними взаимодействует или просто наблюдает.
Направление быстро и твердо обосновалось в художественном мире в середине ХХ века. Предпосылки различные: и развитие технологий и науки, которое необходимо отрефлексировать, и неопределенность, которая встряхнула весь мир после двух войн.
Эпохальное событие в становлении кинетического искусства — выставка “Le Mouvemente” («Движение»), проходившая в 1955 году в парижской галерее. Именно на ней художники бросили вызов привычной статике и «музейности»: художники размещали свои работы там, где хотели (даже на потолке), а зрители могли их трогать.
Интересный факт: изначально к кинетическому искусству относили и работы с оптическими иллюзиями. Позже для них придумали свое название — оп-арт.
Художники-кинетисты и их работы
Первыми кинетистами были Марсель Дюшан и Александр Колдер.
«Велосипедное колесо» Марселя Дюшана мог раскрутить любой желающий. Работа отстаивала позицию, что предметом искусства может быть все что угодно в стенах музея.
Александра Колдер представил «Мобили» — воздушные объекты из разных частей, которые покачивались от внешних воздействий. Художник превращал неживое в живое с помощью математической точности и физических знаний.
Кинетизм умеет принимать невообразимые формы с помощью неочевидных материалов. Текучая амеба-трансформер из 22 тысяч бритвенных лезвий? Да, это одна из работ архитектора Бориса Стучебрюкова, конструкцию которой никто не смог повторить. Название — «Галатея».
Посмотрите на нее в действии:
Или еще одна работа, заставляющая сомневаться в реальности — «Три стакана» Вячеслава Колейчука. Сначала зритель видит вращающуюся платформу с одним граненым стаканом. Где же еще два? Они, словно мираж, появляются только под определенным углом и с выстроенным светом. Такого оптического эффекта художник достиг с помощью множества насечек.
Особое место в кинетизме занимают скульптуры. Пока писали это предложение, вспомнили о фантастических работах нашего современника Энтони Хоу. Сложнейшая механика сливаются с визуальной составляющей. Посмотрите видео ниже, но будьте осторожны — возможно, вы погрузитесь в состояние гипноза:
Если в гипноз вы все-таки не погрузились, то расскажите в комментариях, какая работа из материала вам понравилась больше всего.