В описании модернизации (в ходе достройки) крейсера "Красный Кавказ" мы остановились на фразе "Смотрим, что получилось…"
А получилось как-то не очень хорошо. Система бронирования крейсера осталась прежней. Она включала два бортовых броневых пояса – верхний толщиной 25 мм и нижний толщиной 75 мм, которые вместе с 20-мм броневым настилом верхней и нижней палуб и броневым траверзом образовывали два бронированных контура, защищавших жизненно важные центры корабля. Скорость корабля снизилась по сравнению с проектной, 26 узлов, против проектных 29,5. Проблему с паром так и не решили, его не хватало для форсирования турбин. Кроме того, изменилось водоизмещение.
В результате модернизации полное водоизмещение крейсера увеличилось с 7600 до 9030 т. Главные размерения, естественно, тоже изменились: длина 169,5 (увеличилась на 3 метра), ширина 15,7 (осталась) и осадка 6,6 м (корабль «сел» глубже на 0,5 метра).
Зато корабль имел четыре башни главного калибра с одиночными орудиями. Приводы вращения башен снабжались гидравлическими регуляторами скорости вращения – муфтами Дженни. Каждая башня была оборудована постами горизонтальной и вертикальной наводки. Предусматривалось также ручное вращение башни в горизонтальной плоскости с помощью розмахов. Вертикальный угол наведения орудий башен достигал уникального показателя 60°, (угол снижения -5°). Углы обстрела носовых башен были одинаковыми (0-150°), а кормовых – от 30 до 180° правого и левого бортов.
Внешне все это выглядит прекрасно, но вес бортового залпа, к сожалению, уменьшился (и скорострельность тоже).
Зато орудия были дальнобойными! Все это прекрасно, но корабль, который задумывался (очевидно) как "снайпер" для отстрела вражеских кораблей, получил вместо "оптического прицела" обычный. При стрельбе на дальние дистанции сейчас даже вращение земли учитывают, но, увы, скрестили "бульдога с носорогом". Крейсер получил достаточно... упрощенную систему управления огнем. Она была хорошей для других кораблей, но не для этого.
Информация о координатах надводных целей поступала в цен-тральный пост от КДП, расположенных на фор- и грот-марсе. Исходные и текущие данные стрельбы главного калибра вырабатывались с помощью полуавтоматических приборов управления артиллерийским огнем (ПУАО) электромеханического типа. Система управления огнем явно не соотвествовала параметрам орудий. Все башни имели центральную наводку. Данные наводки поступали на принимающие приборы, установленные в постах наведения башен, в виде полных углов вертикального и горизонтального наведения.
Вопрос с качкой решался традиционно: цепь стрельбы замыкалась автоматически, когда корабль находился на ровном киле. Корректировка стрельбы на этапе пристрелки осуществлялась способом фиксации всплесков падения снарядов и измерения дальности до них, а также наблюдением недолетов и перелетов с последующим сужением вилки.
Еще раз: сверхдальнобойные орудия, стреляющие чуть ли не за горизонт, корректировались по всплескам снарядов, почти не имевшим взрывчатого вещества, ибо, картину по крейсеру дополняет его боезапас. 180-мм снаряды, которые мы находили, представляли собой 180-мм болванку со слегка разорванной задней частью: снаряды содержали очень мало взрывчатого вещества. Бронебой, образца 1928 года, весом 95 кг, содержал всего 1,8 кг взрывчатки. (Фугасный и полубронебой появились позже, перед самой войной).
Тем не менее, корабль активно эксплуатировался, совершал походы, визиты в иностранные порты. Да. Анализ показывает, что модернизация корабля была крайне неудачной, орудия тоже нуждались в совершенствовании (выпекавшиеся позднее 180-мм орудия Б-1П имели параметры чуть скромнее, но ресурс орудий удалось поднять, в том числе и за счет глубокой нарезки). Но, вместе с тем, корабль выглядел солидно, и представительскую функцию исполнял исправно.
В 1938-40 году корабль прошел модернизацию. В процессе ремонта корпуса и механизмов решался вопрос о перевооружении корабля. Его артиллерийские башни, система подачи боеприпасов к орудиям, схема центральной наводки и приборы управления артиллерийским огнем, спроектированные в начале 30-х годов, уже не отвечали современным требованиям. Сохранилась обширная переписка командования ЧФ и Наркомсудпромом по данному поводу. Командование ЧФ требовало перевооружить крейсер спарками Б-2ЛМ, но…
Поменялась только «универсальная» артиллерия. Вместо четырех 102-мм пушек Б-2, корабль получил 4 шт. 45-мм пушки 21К и три спарки импортного производства (100-мм пушки «Шкода» на станке системы Минизини), всего шесть стволов. Приборы управления стрельбой и главный калибр остались без изменений.
Если посмотреть боевую деятельность корабля во время войны, то…
Крейсер славный. В годы Великой Отечественной войны крейсер под командованием А.М.Гущина и В.Н.Ерошенко за счет выучки экипажа показал себя с наилучшей стороны. Он активно использовался на начальном этапе войны, но...
Потом, после полученных повреждений, он выходил редко. И, если сравнивать количество стрельб с другими кораблями он, по вполне понятным причинам) главным калибром он стрелял очень мало. все стрельбы от 12 до 27 выстрелов. Даже импортный 100-мм калибр (которого было мало) стрелял намного больше.
Впервые главным калибром крейсер стрелял 11 сентября 1941 года, (12 выстрелов). Крейсер использовали, в основном, для перевозки войск.
Первую половину октября 1941 года "Красный Кавказ" провел в непрерывных походах между Одессой и Севастополем, участвуя в эвакуации войск одесского оборонительного района. Затем последовали срочные воинские перевозки из Новороссийска в главную базу.
Была стрельба главным калибром 12.12.41 под Севастополем (19 выстрелов), потом 22 числа две стрельбы 19 и 20 выстрелов главным калибром.
Наиболее яркой страницей в истории этого корабля является его участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. Вечером 29 декабря 1941 года, приняв на борт 1853 десантника, батарею трехдюймовых орудий, 15 автомашин, а также другую боевую технику и продовольствие, "Красный Кавказ" во главе отряда покинул Новороссийскую бухту и, прибыв ранним утром следующего дня в Феодосийский залив, первым открыл огонь.
Это была самая большая стрельба крейсера. В период с 25 по 30 число 4 стрельбы (16, 26, 12 и 32 выстрела главным калибром) При этом, ЗА ОДНУ СТРЕЛЬБУ 100-мм орудия "Минизини" крейсера выпустили 425 снарядов.
Потом крейсер получил тяжелые повреждения от действий немецкой авиации (что естественно, учитывая слабость "зенитной" артиллерии)
27 декабря 1941 года выдержав 25 групповых и одиночных атак вражеских самолетов и выполнив задание, "Красный Кавказ" ушел в Туапсе. Но и на этот раз стоянка корабля оказалась недолгой. В полночь нового, 1942 года корабль перешел в Новороссийск и, приняв на борт вооружение и 1200 человек , утром 4 января вновь прибыл в Феодосийскую бухту. Быстро подав швартовы, моряки немедленно приступили к разгрузке, которая была уже почти завершена, когда крейсер был атакован немецкими самолетами. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, 4 бомбы врага взорвались у борта крейсера. В кормовой части корабля образовались 3 громадные пробоины. Не успел крейсер выйти на рейд, как снова был атакован большой группой "юнкерсов" и вновь вступил в неравную схватку с врагом. На этот раз бомба взорвалась совсем рядом. Корму крейсера выбросило из воды, оторвало правый винт и кронштейн левого гребного вала, погнуло и заклинило рулевое устройство. Осадка корабля увеличилась на 5 метров, и палуба до четвертой башни скрылась в волнах.
Почти через сутки полузатопленный, но не сдавшийся "Красный Кавказ", пройдя сквозь шторм и пургу, появился в Туапсе, а через два дня ушел в Поти для ремонта. 3 апреля 1942 года экипаж "Красного Кавказа" был удостоен гвардейского звания. Корабль стоял в ремонте.
К концу лета 1942 года крейсер после ремонта смог опять выйти в море. Через несколько месяцев "Красный Кавказ" возглавил отряд корабельной поддержки и обеспечил высадку десанта у Новороссийска.
Потом все... Корабль берегли. На него поставили еще одну спарку с потопленной "Червоной Украины", потом ставили ДШК и импортные зенитные счетверенные пулеметы, потом вместо катапульты поставили 37-мм автоматы (6 шт.), Потом поставили два 34К, но в операциях он не участвовал.
Да, ройдя около 14 тысяч миль, крейсер "Красный Кавказ" перевез более 25 тысяч бойцов, раненых воинов и эвакуированных граждан Одессы и Севастополя, доставил к линии фронта до 200 вагонов с боеприпасами, отконвоировал 6 транспортов с войсками и боевой техникой. Все так, но если сравнить количество выстрелов, которые сделал крейсер своим главным калибром с количеством выстрелов главного калибра крейсера "Красный КРым", разница будет в 20 раз. Думаю, цифры говорят сами за себя.