Некоторые налоговые споры ничем не уступают художественным произведениям. Особенно, если немного домыслить то, что осталось за кадром. Именно к таким спорам относится дело известного каршеринга BelkaCar, в котором компания сначала была оштрафована налоговыми органами на 259 млн руб., а затем смогла снизить этот штраф до 5000 руб.
Итак, представим себе крупную белую компанию, которая имеет выручку в сотни миллионов рублей и регулярно платит десятки миллионов налогов...
Действие 1
Некий гражданин берёт каршеринговый автомобиль на 10 минут и оплачивает поездку на сумму 241 руб. Электронный чек на эту сумму ему приходит, но с опозданием - через 2 дня после поездки. Бдительный гражданин пишет жалобу в налоговую инспекцию о том, что бессовестный каршеринг не выдал ему чек.
Уж не простимулировал ли кто-то действия этого бдительного гражданина, что он так разволновался о чеке на 241 руб.?🤔
Действие 2
По жалобе гражданина ИФНС очень быстро проводит контрольные мероприятия и устанавливает, что в период с декабря 2019 по февраль 2020 BelkaCar не применяла ККТ.
Точнее, кассы применялись. Но те, которые были сняты с регистрации по истечении срока и, соответственно, данные с них в ИФНС не поступали.
Это нарушение налоговая инспекция квалифицирует как нарушение по п.2 ст.14.05 КоАП и выставляет организации штраф в сумме 259 млн руб., рассчитав его в процентах от выручки за период нарушения.
Действие 3
Компания обращается в суд и проигрывает. Штраф остаётся в силе. Суд первой инстанции не принимает ни один довод компании, в тексте решения явно просматривается категоричный и безапелляционный тон.
Всё это наводит на мысли о том, что вся эта ситуация была заказана конкурентами или иными лицами, имеющими интерес в наличии у компании проблем.
Компания обращается в суд апелляционной инстанции.
Забегая вперед скажем, что, когда мы только зашли в карточку этого дела на сайте суда, еще до прочтения судебных решений, то сразу же обратили внимание и очень удивились одному обстоятельству: компания одержала победу в суде апелляционной инстанции, снизив штраф с 259 млн до 5 тыс. руб., и налоговая инспекция не пошла оспаривать это дело дальше в суд кассационной инстанции. Вот это да! Мы подумали, что очень странно, что за такую сумму налоговая не стала биться дальше, тем более имея в кармане победу в первом суде... Но, оказывается, этому было вполне логичное объяснение 😊
Оказывается, BelkaCar не зря тянула время и откладывала заседание - всё это время она пыталась получить Письмо Центрального аппарата ФНС о том, что её ИФНС неверно квалифицировала нарушение, применив к нему п.2 ст.14.05 КоАП! И получила таки)
На заседании юрист компании торжественно вручил этот трофей судье😊 В этом Письме ЦА ФНС было сказано, что налоговые руководители полагают, что использование незарегистрированной кассы не равно работе совсем без кассы, а поэтому нарушение необходимо квалифицировать по п.4 ст.14.05 КоАП, предполагающей штраф в размере 5000 руб. На этом спор и закончился)
Кстати, само Письмо ФНС с указанными в деле реквизитами в открытом доступе найти не удалось, что означает, что оно было выдано компании исключительно для использования в конкретной ситуации.
Вот такой, явно не самый дешевый, но эффективный, выход удалось найти компании из, казалось бы, безвыходной ситуации. Берем на вооружение 😉
Первоисточник: Дело № А40-250075/2020-122-1625