Во мне как-будто борются две части. Одна часть хочет что-то делать и понимает, что деятельность нужна. Вторая часть накладывает свою лапу страха, бессилия, лени, и даже отторжения, и не пускает меня в эту деятельность. Умом я понимаю и осознаю, что необходимо и важно делать, но испытываю сопротивление и отвращение к этим действиям
Феномен выученной беспомощности (learned helplessness) был сформулирован и изучен в 60-70-х годах прошлого века Мартином Селигманом. Опыты эти известны, о них можно почитать в сети. Причем, я рекомендую изучать опыты после бихевиоризма, они больше объясняют феномен беспомощности у человека. Ученые изучали, почему люди, подвергавшиеся тяжёлым испытаниям, когда получали возможность изменить что-то - даже не пробовали ничего менять
Оказалось, что некоторые люди подвержены выученной беспомощности. В детстве (до 7 лет) ее формируют, или помогают сформировать, в первую очередь родители, близкое окружение, учителя. Ребенок в ситуации постоянного давления, обесценивания, критики будет прекращать попытки что-либо делать, будет бросать и не делать никогда
Со временем ребенок вырастет и, когда будет пробовать что-то сделать во взрослой жизни, то: или сразу будет бросать, или столкнется с жесточайшим сопротивлением в виде лени (Мне все лень!)
Ленью или лентяем это своевременно назвали люди из окружения ребёнка, которым нужно было, чтобы ребенок все-таки что-то делал. Слово лень накрепко засядет в словаре человека, ленью он будет объяснять любую свою реакцию на деятельность.
Причем, деятельность может быть уже осмысленной и необходимой. Но человеку будет лень: работать, начинать новую деятельность, учиться новому, строить отношения с людьми, заводить семью
Выученная беспомощность может проявляться в какой-то отдельной сфере в жизни человека. Например, зачастую, деятели науки или искусства могут быть успешными в своей профессиональной деятельности, но, при этом, совершенно беспомощными в отношениях или в быту. Или, другой пример: человек долго работает в одной области, но когда хочет эту область сменить, то понимает, что освоить новую деятельность у него нет никакой возможности (Мне лень, начинаю и бросаю, не могу себя заставить)
Выученная беспомощность тяжелая проблема для человека.Чаще формируется и встречается у мужчин. Заниматься решением проблемы нужно сразу, как только первые признаки “мне все лень” проявились в жизни, потому что, вслед за этим может накатить депрессия
Самостоятельно справиться с выученной беспомощностью сложно. Здесь необходима дисциплина - большая проблема для человека с выученной беспомощностью. Если решил делать сам, то, найди пример человека, который делает всё, как хочется тебе. И начни этому человеку подражать буквально во всём, даже через силу. Начинай с самых простых задач, получай за них позитивное подкрепление. И, постепенно, формируй свою мотивацию
Если сил и времени на это нет, и уже подкралась депрессия, то - иди за помощью к специалисту. Психолог поможет разобрать личную историю, найдет опыт, приведший к выученной беспомощности и проведет терапию. Нужна технологичная работа, просто объяснения не помогут. Через некоторое время после терапии сможешь выполнять деятельность, которая необходима. По началу без сопротивления, и дальше - с интересом. Сможешь проявлять активность, деловитость, трудолюбие, волю
Не только в детстве
Как оказалось, выученная беспомощность может накрыть и в пожилом возрасте
Это установили эксперименты Ленгер и Роден в 1976г в доме престарелых в Коннектикуте. Оказалось, что некоторые негативные явления, сопутствующие старению (потеря памяти, снижение тонуса), вероятно, связаны с утратой возможности контролировать собственную жизнь. Вернув людям право принимать решения, можно продлить их жизненный тонус