Кто из нас не слышал про «зону комфорта», из которой ты непременно должен выйти, чтобы стать успешным? Последние годы о ней трубят бизнес-книги, мотивационные спикеры.
Все бы хорошо, но я вижу одну несостыковку: быстрый успех — не равно счастье. И часто этот намеренный выход из зоны комфорта дает тот самый успех, но мешает быть счастливым.
Я считаю, что пропаганда успеха — это оружие массового поражения для неокрепших умов. Да, мы не видим физических ран, но сколько психологических страданий, неуверенности они взращивают в людях, с которыми порой сложно справиться без помощи психотерапевта.
Мое наблюдение: В 90-е было время юристов, в нулевых — банковских служащих, потом айтишников, затем интернет-маркетологов, а сегодня время ПСИХОТЕРАПЕВТОВ. Это побочный эффект капиталистического общества.
В этой статье я хочу разобраться, а откуда вообще появилось выражение «зона комфорта», какие опасности оно таит для нашего психического здоровья и как продолжать развиваться без лишнего стресса.
Термин «зона комфорта» впервые упомянула консультант по управлению персоналом Джудит Бардвик. Было это в далеком 1991 году. Она описала зону комфорта как
«состояние, в котором человек функционирует в свободной от тревожности форме, ограничивая свое поведение».
И что плохого в том, что человек живет в гармонии с собой? Ничего, если это НЕ уменьшает потенциальную прибыль компании. Дело в том, что внутри зоны комфорта у сотрудника нет мотивации прикладывать сверхусилия для личностного роста и развития внутри компании. В его жизни все понятно, полностью отсутствует риск, а жизнь превращена в рутину.
Такой образ жизни ведет к снижению производительности труда, что уменьшает потенциальную прибыль компании.
Позже в 1995 году у Джудит вышла книга «Опасность в зоне комфорта» (Judith M. Bardwick, «Dandger in the comfort zone»), в которой подробно описывается теория по повышению эффективности работы персонала.
То есть речь идёт об эффективной работе компании, а не о жизни конкретного человека. Раньше компаниям был не очень интересен баланс жизни и работы сотрудников. Но жизнь изменилась, прогрессивное поколение Z работает, чтобы жить, но эта пресловутая «зона комфорта» все ещё давит на нас. Большинство мотивационных коучей заставляют карабкаться на эфемерный Олимп, призывают выйти из «зоны комфорта», взращивая у нас чувство вины.
Это то гадкое чувство, которое многим мешает полностью ощущать себя счастливым. Очень сложно сказать себе: «Все, я доволен тем, что у меня есть», потому что это признание факта нахождения в зоне комфорта, а в ней находиться плохо. Сегодня какими бы осознанными мы не были, мы продолжаем себя сравнивать с другими, виним за недостаточные результаты или результаты, но недостаточно быстрые. Как следствие, испытаем чувство вины из-за того, что мы не хотим менять привычный ход своей жизни.
И тот факт, что многие из нас испытывают навязанное чувство вины, не является ли подсказкой, что уже пора отказаться от этого понятия. Кому надо — тот выйдет. Например, люди с врождённой любовью к риску и острым ощущениям.
Вместо вредного понятия «зона комфорта» можно использовать уместное и полезное понятие «зона ближайшего развития».
«Зона ближайшего развития»
Придумал этот термин великий советский психолог Лев Семёнович Выготский.
Изначально он относился к развитию ребенка.
Под зоной ближайшего развития подразумевается разница между интеллектуальным потенциалом человека, обучающегося самостоятельно, и того же человека, обучающегося под началом кого-то более компетентного.
Например, есть некие операции, которые ребенок может делать с подстраховкой и поддержкой другого, более опытного человека. Малыш ходит, когда ему помогает родитель. Ребёнок едет на велосипеде, когда родитель держит велосипед сзади.
В наше время стремительного роста технологий даже взрослому человеку, необходимо учиться на протяжении всей жизни ( концепция Life-long learning), чтобы оставаться «в теме».
Чтобы это обучение было эффективно, согласно теории Выготского, следует найти наставника-практика, который бы обладал необходимыми знаниями и навыками по интересующей теме.
Действительно, в таком случае снижается воспринимаемый порог входа в новую область, минимизируется страх неудачи, а обучение происходит максимально органично.
Со своей стороны я хочу добавить, что учиться можно не только у реального наставника, но и у виртуального. Сегодня большое количество профессионалов открыто делаться своим опытом на интернет-платформах, проводят обучение с возможностью наставничества.
Также в последние годы набирают популярность тематические и бизнес-сообщества, где ты получаешь окружение, стимулирующее к профессиональному развитию.
Есть расхожее мнение, что твоя зарплата – это среднее арифметическое доходов пяти человек, с которыми ты проводишь большую часть своего времени.
Чем зона ближайшего развития лучше зоны комфорта?
Во-первых, зона ближайшего развития подразумевает постепенное самосовершенствование без психологического давления.
Во-вторых, понятие «зона ближайшего развития» помогает подобрать себе оптимальный план обучения. А если вдруг стало слишком трудно, то это сигнал, что ты зашел в зону дальнего развития. В такой ситуации следует ПРОСТО продолжать практиковаться, и тогда «зона дальнего развития» постепенно станет «зоной ближайшего».
Когда же мы заставляем себя выйти из зоны комфорта, то испытываем стресс. При таком подходе велик риск выгореть и все бросить.
Я же сторонник постепенного развития без лишнего стресса. Не так давно подробно описала, как я осваиваю новые навыки:
В заключение хочу сказать, что основная задача человека быть счастливым, а не эффективным.