Найти тему
Сайт психологов b17.ru

О сверхавторитете родителя

В большинстве вариантов Мама и Папа - очень разные. Они воспитывают ребенка с разных "ракурсов", позиций, и такое разностороннее воздействие и внимание важны для ребенка. При этом родители действуют как бы в команде - их авторитет примерно равносилен (в идеальной картине). Однако как происходит в случае, если родитель у ребенка лишь один?

Если ребенок живет с единственным родителем на одной территории, и не имеет постоянного контакта с другими родственниками или, например, няней, то получается, что перед ним есть только один пример для подражания - мать или отец, которые его и растят. Тогда, по сути, у ребенка существует единственная картина мира - мамина (чаще в неполных семьях встречается, конечно, мама, чем папа). При таком раскладе, какая бы не случилась ситуация, путь обращения только один - к маме. Единственный близкий человек - мама.

И проблема тут не столько в том, что так вырастают "маменькины сынки". Проблема кроется где-то еще глубже. Если ребенок сильно привязан к родителю, он склонен всячески "прогибаться" в своих потребностях ради того, чтобы угодить единственному близкому человеку. И это, что важно, происходит даже тогда, когда родитель не проявляет никакой тирании и не привержен авторитарному стилю воспитания. Имея двух функциональных родителей, ребенок обычно сбалансирован между альтернативными картинами мира, он не "проваливается" под влияние одной-единственной.

Это плохо?

С одной стороны, излишнее влияние чего бы то ни было на личность - это все равно "перекос". С другой стороны, это естественно, что родители всегда оказывают влияние на детей - на этом и построен весь процесс воспитания. Вряд ли есть что-то неправильное в том, что ребенок будет излишне впечатлен картиной мира мамы, если она воплощает здоровые представления, не транслирующие собственные страхи и комплексы, враждебное отношение к миру и непринятие себя в реальности. В любом случае такой подход более оправдан, чем выведение ребенка из-под влияния родителей вообще, т.к. вседозволенность в период роста, когда еще нет сформированных представлений о добре и зле - это неуправляемость и риск абсолютной социальной дезадаптации.

Что делать?

Расширять картину мира ребенка и позволять другим людям оказывать на него влияние. Пусть оно и не будет таким существенным, как влияние воспитывающего родителя, но ребенку полезно видеть мир с разных сторон, чтобы в итоге научиться мыслить самостоятельно и сформировать собственное уникальное мировоззрение. Поэтому если он будет "вращаться" в кругах людей, которые симпатичны по своим жизненным позициям, то это пойдет только на пользу.

Но конечно, по умолчанию, полная семья имеет огромное преимущество перед неполной, если говорить о гармоничном всестороннем развитии.

Важно! В сравнении здесь только здоровые модели.

То есть любящая функциональная неполная семья не может сравниваться с дисфункциональной полной (и наоборот). Это подмена понятий.

Если семья полная, но отец фактически не участвует в воспитании - эта модель дисфункциональная. Если один из родителей - тиран, зависимый, склонный к беспорядочному половому поиску или просто социально дезадаптированная личность – это тоже крайние и нездоровые варианты. И так же с нездоровой позицией одного родителя, когда ребенка считают причиной всех бед, обузой, транслируют на него вину в собственной несостоятельности.

Любая здоровая модель априори лучше нездоровой. Вне зависимости от количества родителей.

С уважением,

Ника Садохо

запись на консультацию

+375 29 988 60 26 (WhatsApp)

@nika_sadoho (TG)

Автор: Ника Садохо
Психолог, Консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru