Выехав из Краснодара, попутешествовав по Карачаево-Черкесии мы движемся к завершению своего путешествия - это урочище Джилы-Су, расположенное на северном склоне Эльбруса.
Выехав из Маринского ущелья, поднимаемся по асфальтированной дороге к подножию горы Гум-Баши.
Аул Верхняя Мара остаётся внизу.
Мы доезжем к самой высокой отметке перевала 2023 метра над уровнем моря. Некоторые туристы ошибочно считают, что Гум-Баши это самый высокий перевал в России, который можно преодолеть на автомобиле.
На самом деле самый высокий перевал, проходимый для машин - Чегетджара, расположенный в КБР.
С перевала Гум-Баши так же называют Маринским, поскольку отсюда берёт начало река Мара.
С его высоты все любуются Кавказским хребтом с возвышающимся над ним Эльбрусом.
Сегодня очень жарко, поэтому двуглавая вершина окутана плотным слоем облаков. Чтобы летом увидеть седоглавого красавца надо приехать на перевал рано утром, когда солнце на ещё растопило ледники и их испарения не закрыли вершину. Либо вечером - когда ледник остынет, а облака улетят вниз.
Для туристов оборудованы две смотровые площадки.
На одной из них что-то строят. Здесь, с советских времён, на закатанном в асфальт пятачке, стоят металлический столик под зонтиком и пара мусорных контейнеров.
По склонам гор, разбросаны передвижные пасеки. Держат пчёл и торгуют мёдом потомственные пасечники. Качество сладкого лакомства у них отменное, ведь покупают его не только проезжие туристы, но и местные жители, которые не потерпят обмана.
Вторая смотровая площадка находится у подножия скалистого хребта. На ней построили кафе, которое работает по расписанию известному только хозяину данной точки общепита.
От кафе вверх, к скале Валентин, идёт грунтовая дорога. Там, с обширного плато (2236 м), открываются великолепные виды на окрестности и Кавказские горы.
Мы продолжаем свой путь к перевалу, расположенному у подножия горы Гум-Баши (2315 м) и рассекающему Скалистый хребет.
В переводе с тюркского "г(к)ум-баши" означает "песчаная голова", поскольку все горы в этой местности состоят преимущественно из песчаного субстрата и извести. По низу, гору Гум-Баши опоясывает скала Белая.
За перевалом идёт спуск в долину реки Подкумок.
Стекая с северо-западного склона Скалистого хребта, Подкумок протекает через села Карачаево-Черкесии, города Ставропольского края: Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и др., впадает в реку Кума, несущую свои воды в Каспийское море.
Мы стоим на водоразделе Мара-Подкумок.
В Кисловодск нам не надо, поэтому проезжаем по Скалистому хребту, мимо всесезонного горнолыжного курорта "Мара".
Открылся курорт давно, лет 15 назад уж точно, как горнолыжный.
Так как снег на солнечном склоне лежит недолго, то на какое-то время место отдыха зачахло. Затем кто-то понял, что прекрасный уголок Карачаево-Черкесии подходит для круглогодичного отдыха и инвестировал средства и в развитие "Мары", построив гостиничный комплекс.
Зимой здесь катаются на лыжах, санках. Несложные, пологие трассы без крутых поворотов подходят для обучения и катания новичков, детей и физически слабых людей.
Летом туристам предложат катание на лошадях, джипинг, несложные прогулки по красивым местам и к минеральным источникам, сбор лекартственных трав, ягод, грибов, игру в пейнтбол, конное восхождение на Эльбрус и
От Скалистого Хребта дорога сворачивает и мы попадаем в Зольский район Кабардино-Балкарии, на фантастическое плато Бечасын (2200 м).
Путь начинается на высоте альпийских лугов, пейзажи вокруг соответствующие.
Первые километры спокойно преодолеет любая "пузотерка". Далее на машинах с низким клиренсом в сухую погоду можно проехать только со скоростью пешехода.
Впервые на Бечасын мы попали случайно, осенней порой, когда от скуки просто катались по горам. Вся местность была покрыта золотистой травой. Жёлтая дорога вела в неизвестность. Красное солнце висело над головой. Рыже-коричневые коровы и кони паслись на лугах. Вокруг царило безмолвие.
Нам тогда показалось, что мы попали на Марс, только не красный, а золотисто-рыжий.
Летом ощущения от плато совершенно другие.
Плато Бечасын является водоразделом рек Кубань и Малка.
"Бечасын" переводится как "могила княжны". По легенде, именно среди этой неземной красоты, знатная молодая горянка лишила себя жизни, когда отец запретил ей выйти замуж за любимого парня из бедного сословия.
Дорога на плато нескучная. Приходится преодолевать одну гряду за другой, пробираться по узким участкам висящим над крутыми обрывами.
После преодоления каждого препятствия получаешь награду - новый вид на Кавказский хребет.
Дело близилось к вечеру. На очередном подъёме мы увидели, как "декорации сменились", "занавес поднялся" и на сцену вышел магический Эльбрус.
Мы выскочили из машины и начали танцевать напевая во весь голос:
"Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи
В белой папахе в синеву
Этой вершиной снежной могучей налюбоваться не могу.
Орай- дарайда,
Орай -дарайда,
Орай-дарайда-орайда."
Эта песня, написанная карачаевским поэтом Исмаилом Семёновым, стала гимном Кавказа. Её всегда пела за столом вся моя большая казачья семья со стороны папы - потомственного терского казака.
Очень люблю эту песню и я.
Дело близилось к вечеру и решено остановиться на душистом альпийском лугу с видом на Эльбрус.
Набрав ароматного горного чабреца и клевера - сварили на газовой горелке чай, пожарили молодую телятину, которую купили в Маре. Наслаждаясь царским ужином и закатом, освещающим склоны Эльбруса, проводили хороший день.
Вдали, на горной дороге, которую нам предстоит преодолеть завтра, показался огонёк машины, спешащей домой. Сумерки начали быстро сгущаться.
Температура опустилась до +12 градусов. Звёздная ночь укрыла плато Бечасын.
Мы вновь почувствовали себя космонавтами, попавшими на неведомую планету, поскольку за пологом палатки виднелись нереальные пейзажи, залитые серебром Луны.