Найти в Дзене
Dorama Queen

Прелесть какая дурочка: почему в Китае так популярен этот типаж

Она говорит писклявым голоском, топает ножкой, дует губки, строит гримаски и глупо хихикает. Она бестолкова, бесцеремонна и, что самое ужасное, — инициативна. Ведомая самыми благородными побуждениями, она всегда лезет кого-то или что-то спасать, — человека или ситуацию, — в результате чего спасать приходится ее, а также восстанавливать из руин все, что разрушили ее добрые руки. «Милая непосредственность» у этих героинь почему-то трактуется как склонность переть напролом, а доброта и наивность вырождаются в глупость.

Чжу Янь, героиня дорамы «Баллада о нефритовой кости»
Чжу Янь, героиня дорамы «Баллада о нефритовой кости»

Это бестолковое и бесполезное существо — один из самых растиражированных образов в китайских дорамах. Пожалуй, самый раздражающий женский типаж — по крайней мере, в русско- и англоязычном пространстве я не встречала ни одного позитивного отзыва о такой героине. Этого типа female lead, главная женская героиня, — в числе первых причин, по которым иностранные зрители бросают смотреть китайские романтические сказки. Тем не менее он продолжает появляться на экранах с регулярностью, достойной лучшего применения.

Как дитя малое

В Китае есть понятие «сацзяо» (撒娇), означающее поведение капризного, избалованного ребенка, которое демонстрирует взрослый человек: разумеется, женщина. Она мило дует губки, кокетничает и закатывает показательные истерики, по-детски непосредственно требуя желаемого. Это поведение не только не порицается, но и поощряется, считаясь очень привлекательным. В Китае мужчина традиционно — защитник и покровитель женщины, и именно с таким существом — нежным, беспомощным и инфантильным — он может проявить свои мужественные качества в полной мере.

«Когда вы сталкиваетесь с трудностями, вы можете попросить о помощи мужчину, застенчиво взглянув на него. Этот взгляд как бы говорит: «Ты мне нужен». Мужчина с радостью поможет вам, ведь в его глазах ваша слабость и беспомощность — это то, что он больше всего хочет защитить». Рекомендация из свежей статьи в китаенете.

К китайскому сацзяо очень близко корейское эгьё — миленькое, детское, беззащитное поведение. Женщина тянет гласные, коверкает слова, капризничает, кокетничает, хлопает ресницами, дуется — в общем, ведет себя очаровательно. Предполагается, что такое поведение должно смягчить самое холодное и жестокое сердце.

-2

Собачки и птички

Ноги у этого явления растут оттуда же, откуда и у пресловутой «женской мудрости» — словосочетание, которое в наших широтах до сих пор многие употребляют всерьез и которое предполагает, что женщина, с одной стороны, должна подстраиваться под мужчину, угождать ему, с другой — исподволь, с помощью манипуляций ловко им управлять.

На самом деле это, по сути, стратегия выживания, которая появляется в обществах, где женщина это не совсем человек, а некое приложение к мужчине. Где у нее нет голоса и прав и поэтому она вынуждена изобретать обходные пути, чтобы уцелеть и получить какие-то выгоды, которых не может добиться напрямую.

И это даже не люди придумали. У животных тоже есть мимиметр — способность умиляться беспомощному, детскому, игривому поведению, которое они воспринимают как обезоруживающее и милое и используют и в брачных играх, и чтобы загасить конфликт и умиротворить агрессора.

Если вы не умиляетесь на нерпочек, у вас нет сердца.
Если вы не умиляетесь на нерпочек, у вас нет сердца.

Там, где с женскими правами и возможностями все более или менее ок и где между мужчинами и женщинами приняты партнерские отношения, никаких эгье и сацзяо мы не встретим, поскольку в них нет нужды.

Неведомы зверушки

Итак, быть нежной фиалкой — это действенно, привлекательно, мило и эволюционно обоснованно. Этот идеал в Китае существовал очень долго и живуч до сих пор.

Идеал женщины китаянки – это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. © Корсаков, 1904 г. Ши Сяолун, «Образ Китая и китайцев в произведениях русских путешественников XIX — начала XX века». (Прим.авт.: думаю, все знают, как выглядят забинтованные ножки, но на всякий случай: на фото не они! Просто они выглядят столь отталкивающе, что мне даже не захотелось их размещать и вместо этого я сопровождаю цитату фото женщины в неустойчивой обуви )))
Идеал женщины китаянки – это иметь такие маленькие ножки, чтобы не быть в состоянии твердо стоять на ногах и падать при дуновении ветерка. © Корсаков, 1904 г. Ши Сяолун, «Образ Китая и китайцев в произведениях русских путешественников XIX — начала XX века». (Прим.авт.: думаю, все знают, как выглядят забинтованные ножки, но на всякий случай: на фото не они! Просто они выглядят столь отталкивающе, что мне даже не захотелось их размещать и вместо этого я сопровождаю цитату фото женщины в неустойчивой обуви )))

Однако здесь влажные мечты некоторой части мужчин и фантазии сценаристов натыкаются на суровую действительность. Поправьте меня, если я не права, но поверхностный, сторонний взгляд на китаянок показывает, что «нежными фиалками» там не пахнет. Не последнюю роль в этом сыграл гендерный перекос. Мужчин значительно больше, чем женщин, у китаянок есть возможность выбирать и быть придирчивыми и требовательными невестами. Зачем она будет расстилаться «нежным цветком», угождать и прикидываться дурочкой, если может этого не делать? Я в жизни мало сталкивалась с китаянками, но у меня сложилось о них впечатление как о напористых, решительных и даже властных женщинах, которые знают, чего хотят, и умеют этого добиться.

Статистика еще более красноречива и поразительна. Китай занимает одно из первых мест в мире по количеству женщин на руководящих должностях. В Китае их больше (38%), чем в США (22%), Великобритании (20%) и Германии (14%) (источник).

«В 1980-е, согласно данным ООН, Китай занимал ведущие позиции в мире с точки зрения гендерного равенства. В 1990-е КНР провозгласила политику «технологии в обмен на рынок», в результате чего западные корпорации, пользуясь дешевизной рабочей силы, переместили большую часть производств в Китай. В этот же период китайские мужчины снова захотели видеть рядом с собой женственных домохозяек. Однако глобальных перемен в вопросах гендерного равенства не произошло: история XX века закрепила работу женщин наравне с мужчинами как норму» © Forbes.ru
Утренняя зарядка в Шанхае, фото National geographic. nationalgeographic.com
Утренняя зарядка в Шанхае, фото National geographic. nationalgeographic.com

То есть в реальности китайские женщины отнюдь не нежные, беспомощные цветы. А независимые личности, заинтересованные в самореализации и карьере — и да, нередко властные и требовательные. Сценаристы, выводя «нежный невинный цветок», не могут совсем уж игнорировать правду жизни, и в результате попыток усидеть на двух стульях из-под их пера выходит «не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка»: какой-то неудобоваримый гибрид, который позиционируют как «сильную женщину», но которая в итоге все равно безмозгла и бесполезна, а ее так называемая сила направлена в основном на создание неприятностей, из которых сильный мужчина приходит эту «независимую» спасать.

Вот эта милая дама из «Ветра Лояна» всю дораму очень старалась мужу помочь. Уж так старалась, так старалась, что лучше бы не.
Вот эта милая дама из «Ветра Лояна» всю дораму очень старалась мужу помочь. Уж так старалась, так старалась, что лучше бы не.

Здесь есть еще один очень важный, если не первостепенный, момент. Лучше я не сформулирую, поэтому процитирую подписчицу: «Моральная сила - это способность решать проблемы, переживать свалившиеся трудности и брать на себя ответственность. По сути, она и у мужчин, и у женщин должна бы проявляться одинаково. А вот такое деление, когда сильный мужчина - это одно, а сильная женщина - нечто совсем другое, проистекает из менталитета патриархальных культур».

***

У меня сложилось впечатление, что этот столь многих раздражающий образ — продукт смешения всех этих противоречивых тенденций. Раздражающий тем, что он противоречив и поэтому неубедителен. Это и не классическая damsel in distress, потому что та хотя бы тихо-мирно сидит и ждет героя-спасителя, а китайская дорамная мамзель активно творит проблемы своими руками. Но и не нормальная взрослая женщина, потому что для создателей такого образа это некое неведомое существо, как изобразить которое они толком не знают. Да и зачем, потому что где же тогда герою-мужчине проявить свои качества. Вот и получается бестолковое, бесполезное и не к месту инициативное существо, роль которого — создать максимум неприятностей, чтобы герой мог прийти и все решить.

При этом, как и продвижение мудрожественности у нас, в Китае этот идеал женщины-ребенка тоже направлен на определенную аудиторию — ту, которая готова его покупать и относится к нему как минимум терпимо, потому что этот образ позволяет эксплуатировать популярные романтические тропы.

Орхидея и Повелитель демонов. Он брутальный, она нежная, все на своих местах.
Орхидея и Повелитель демонов. Он брутальный, она нежная, все на своих местах.

И так же, как китайцы опережают многие страны в вопросах гендерного равенства, китайские фильмы и сериалы высокого качества опережают западные в продвижении феминизма, делая это значительно более искусно и тонко. Это и органичные, реалистичные образы сильных, умных, самостоятельных (без кавычек) героинь («Всего лишь тридцать», «Там, где начинаются мечты»). И умение продвинуть идеи в поддержку женщин без навязчивых и прямолинейных лозунгов, как в дораме «Начало» («Перезагрузка») — фильме-катастрофе, который на поверку оказывается историей о виктимблейминге. Ну и еще множество примеров, которых вы наверняка сможете вспомнить не один и не два.

В качестве вывода — Капитан Очевидность.

1) Даже при том, что в Китае (как и везде) есть определенные тенденции и стереотипы, фильмы и дорамы там тоже делают для разных целевых аудиторий. Как бы ни были популярны «прелесть какие дурочки», на каждую такую найдется умная и сильная героиня.

2) Проработка персонажей — один из показателей уровня дорамы. Чем он выше, тем меньше там клише и тем реалистичнее и объемнее прописаны характеры, в том числе и женские образы. Которые прекрасно могут сочетать доброту и нежность с внутренней силой и умом.

3) Здесь могла бы быть ваша реклама ваш комментарий. Что вы об этом думаете, как воспринимаете этот образ? Считаете его раздражающим или нет? Бросали когда-нибудь из-за него дораму или вам ок? Какие героини в китайских дорамах вам нравятся?

Буду рада, если поделитесь мнением.