8,2K подписчиков

«Там, где начинаются мечты»: новая дорама Сяо Чжаня

1,9K прочитали

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка. Пока они этого еще не знают, но в течение следующих двадцати лет их судьбы тесно переплетутся между собой. Молодежь из хутунов и дети элиты будут вместе взрослеть, учиться, служить в армии, работать, влюбляться, расставаться, ссориться и дружить.

Дорама «Там, где начинаются мечты». Китай, 2023. В главных ролях: Сяо Чжань, Ли Цинь.
Дорама «Там, где начинаются мечты». Китай, 2023. В главных ролях: Сяо Чжань, Ли Цинь.

Лидер и заводила компании из военного городка — Сяо Чуньшэн (Сяо Чжань). С одной стороны, он принадлежит к «привилегированному классу». В этих городках, построенных в Пекине для чиновников и военной элиты, складывалось сообщество со своей психологией, культурой, взаимоотношениями и взглядом на мир. Дети из таких городков представляли собой особую социальную группу, своего рода «золотую молодежь». Они росли в достатке, с доступом ко многим вещам, недостижимым для простых смертных: начиная от материальных благ и заканчивая знакомством с запрещенной литературой и «вражеской» музыкой.

Выходцы из этой среды оказали большое влияние на китайскую массовую культуру. Среди таких людей — писатель и режиссер Ван Шо и актер Цзян Вэнь, которые в своем творчестве вдохновлялись в том числе и воспоминаниями о своем детстве, а также «отец китайского рока» Цуй Цзянь.

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-2

С другой стороны, на отца Сяо Чуньшэна заведено некое дело, в связи с чем Чуньшэн считается политически неблагонадежным и его возможности, по сравнению с друзьями, ограничены. Например, он не может служить в армии. Не говоря о том, что это мечта и цель всей его жизни, то, что он не может служить, как другие, делает его как бы неполноценным, отверженным.

Это одна из тех вещей, что сближает его с девушкой из хутуна Хэ Хунлин, семья которой, в прошлом принадлежавшая к состоятельной интеллигенции, тоже пострадала от культурной революции. Если Сяо Чуньшэн не может служить в армии, то Хэ Хунлин — играть в оркестре.

Таким образом, Сяо Чуньшэн, понимая тех и других, может принадлежать обоим мирам и быть между ними посредником.

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-3

В дораме проделали огромную работу, чтобы воссоздать дух эпохи, как с материальной точки зрения — еда, одежда, предметы интерьера, бытовые мелочи, — так и в том, что касается характеристик персонажей, примет времени, образа жизни и психологии молодежи из военных городков. Если почитать про то время в целом и про детей из военных городков в частности, по ключевым точкам будут пересечения и совпадения.

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-4

Например, при развитом чувстве коллективной чести, дети из военных городков склонны к конкуренции (вспомним поведение Сяо Чуньшэна в армии). Их родители часто отсутствуют или заняты; в первой же серии дорамы героиня с горечью говорит матери: «Твои рыбки тебе дороже меня». Поскольку эти дети часто предоставлены сами себе, они рано становятся самостоятельными, а недополучая внимания родителей, привыкают искать тепло и опору друг в друге, за счет чего между ними формируются тесные связи.

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-5

Вместе с тем это все же не историческая хроника. В дораме много «фантастических допущений» — по большей части, скорее всего, намеренных: где-то чтобы сгладить углы, где-то, чтобы донести какую-то мысль, где-то — чтобы сделать дораму более близкой и созвучной аудитории.

Например, сразу двое персонажей успешно сдают гаокао 1977 года — первые после завершения культурной революции. Мы, конечно, очень рады за них, однако в жизни им вряд ли могло так повезти чисто статистически. Те гаокао остались в памяти как рекорд самого низкого процента поступления в вузы в истории КНР: успешно сдали экзамены около 5% абитуриентов. Поэтому наши друзья из дорамы просто ну ОЧЕНЬ большие молодцы.

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-6

При всей тщательности подхода к воспроизведению быта той эпохи, мыслят персонажи очень современно. Причем иногда идеи, которые они транслируют, прогрессивны настолько, что даже не у всех наших современников они успели укорениться в головах. И уж тем более вряд ли можно ожидать, что так будет думать китаец или китаянка 1970-х.

Про что история

В первую очередь это роман взросления. Мы встречаем героев совсем юными и наблюдаем за становлением их личностей на протяжении более двадцати лет. Выросшие в маленьком замкнутом мирке, они покидают его и сталкиваются с вызовами большого мира. И нам предстоит узнать, как они изменятся, отвечая на эти вызовы.

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-7

Парадоксальным образом, самой бледной в этом смысле оказалась главная пара: Сяо Чуньшэн и Тун Сяомэй. Создатели так увлеклись, создавая положительные образы, что побоялись дать им право на падения и ошибки. Однако негативные эмоции, ошибки и недостатки не делают персонажей отрицательными, они делают их человечными. А внутренний рост состоит не в том, чтобы не делать ошибок, а в том, чтобы извлекать из них уроки. Поэтому, пока другие персонажи поддаются искушениям, спотыкаются и падают, совершают неверные выборы — и, проходя через эти испытания, либо деградируют, либо растут, что Чуньшэн, что Сяомэй всю дорогу остаются такими же правильными и праведными. Все персонажи прописаны тщательно и психологически достоверно, включая и главных героев. Однако, при всей яркости Сяо Чуньшэна, которого блестяще сыграл Сяо Чжань, образ стал бы глубже и выразительнее, если бы сценаристы осмелились сделать его менее идеальным.

Это патриотическая дорама с пропагандистскими посланиями. Однако, к чести создателей, послания эти вписаны ненавязчиво и органично. Да, время от времени закадровый голос рассказывает нам о том, сколько сделали для героев государство и Партия. Да, время от времени из уст персонажей вылетают патриотические лозунги. Но в целом дорама все равно в первую очередь остается историей о жизни и людях и избегает навязчивой и прямолинейной плакатности, а в посланиях, которые нам транслируют, все намного шире и объемнее прямого текста.

С одной стороны, нам показывают образцовых граждан Сяо Чуньшэна и Тун Сяомэй, которые лишены эгоизма и ставят общественное благо выше личного. С другой, другим персонажам оставляют право на эгоистическое, личное счастье, в котором нет ничего плохого до тех пор, пока это счастье не пытаются построить за счет других. Что уже относится не к теме патриотизма, а к сфере морали и нравственности.

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-9

Зрелость личности и общества связаны с понятием о личной ответственности. В юности – и незрелом обществе – ответственность за ошибку одного ложится на старших или на коллектив. В зрелом обществе и у зрелых людей за свои ошибки и проступки отвечает тот, кто их совершил, а не друзья или старшие.

Это очень рефлексивная дорама с множеством реалистичных психологических портретов и узнаваемых жизненных ситуаций, предлагающих повод поразмышлять над собственными решениями и выборами. Одна из главных тем, точно знакомая каждому: как и почему со временем мы расходимся с друзьями детства? Почему одни отношения выдерживают испытания временем, а другие нет? Как и почему мы меняемся со временем? На чем строится дружба, что нас разделяет, а что сближает?

Пекин, середина 1970-х. На катке Шичахай встречается молодежь из двух миров: жители хутунов, старой традиционной застройки, и дети из военного городка.-10

У дорамы есть слабые места — идеализация героев, «саморазрешающиеся» конфликты, притянутые за уши ситуации, чтобы подсветить какие-то качества персонажей.

Но общий уровень сглаживает недостатки. Дорама с патриотическим посылом, но в центре внимания не лозунги, а жизнь и судьбы людей, взаимодействие и развитие персонажей, их умение — или неумение — справляться с искушениями и испытаниями.

История с продуманным сценарием, где у всех действий есть последствия, где все ружья выстреливают, где очень мало небрежного и случайного — даже детали работают на раскрытие ситуаций и персонажей. Очень сбалансированная по актерскому ансамблю, где главный герой выделяется ровно настолько, насколько это уместно: все остальные не менее интересны и выразительны, у каждого в этой истории своя важная роль.

Наконец, это прекрасный материал для раскрытия актерского потенциала Сяо Чжаня, чей рост мастерства очень заметен. Приятная и достойная вещь, и будет жаль, если в силу тематики она останется недооцененной.