Найти тему
Владимир Шилов

Если вы не бывали в Свердловске...

ЕКБ 300
ЕКБ 300

-2

-3

Много раз писал, что отношение к городу сложное, к тому же менявшееся на протяжении почти 60 лет. Однако 300 лет, это дата (Керчь и Дербент, не ржать!). У организаторов празднования, точно знаю, не было цели угодить именно мне. И у них получилось :) Что-то принимаю, что-то отвергаю начисто, но выбрать можно даже мне. Про людей с другим вкусом могу лишь порадоваться, там действительно найдëтся, что им надо. Кому-то, ведь и Екатеринбург сегодняшний больше нравится, тогда как меня всегда восхищали дореволюционные домики, они с такой любовью строены. Ну и центр города, в сталинском стиле это мой центр. Как и сталинский же Уралмаш. А вот нынешнее, а-ля Нью-Йорк или Москва-Сити, отторгаются организмом резко. Но, я же не о грустном хотел. Вспомним, в связи с юбилеем и о людях, которые связаны с городом. И верно, так любому скажи ЕКБ, они тебе сразу Ельцин-центр и Ройзман. Хотя оба чувака, ох какой непростой след оставили. В городе, особенно. 

С чего начать? Давайте с науки. 

Иван Иванович Ползунов, это не только первая в мире паросиловая машина. Это ещё и регулятор уровня воды Ползунова, который стоит в каждом сливном бачке, по всему миру. Родился в Екатеринбурге. Учился тоже. Работал я с одним, утверждавшим, что прямой потомок. Неглуп, но место в истории не заслуживает. Разве что, в моей личной. Из-за долга этого чудика, меня бандиты в лес закапывать возили. 

Отец и сын Черепановы, более известные, как "братья". Ну, про первый паровоз, чо объяснять? Надеюсь, тагильчане простят, что я их к ЕКБ приписал. Это для европы какой-то расстояние, а по уральским меркам - шаг шагнуть. 

Василий Никитич Татищев - основатель Екатеринбурга, кроме всего ещё известнейший экономист географ и историк. Первый научный труд по "Истории российской" - его работа. 

Александр Степанович Попов, родился в Верхотурье (сейчас Свердловская область), но город ему не чужой. Здесь он, сын священника, учился в Духовном училище. Эх, сколько вечеров сижено на скамейке, возле памятника Попову. 

Так, оставим в покое учëных. Вспомним писателей. Любой (из горожан, естественно) вспомнит, навскидку, Бажова и Мамина-Сибиряка. Первый, кстати, тоже, как Попов, учился в Екатеринбургском духовном училище. Что не помешало ему, впоследствии в своих сказах, по сути, пересказать древние языческие верования уральских племëн. Если бы не свердловчанин Герасимов, снявший "Малахитовую шкатулку", всероссийскую известность Павел Петрович, мог бы и не приобрести, но для нас он неоценим. Одно только жизнеописание Данилы Кондратьевича Зверева, Данилы-мастера, чего стоит. Быт, легенды, даже верования уральцев это материал, в том числе для историков. И для уфологов, не шучу. 

Дмитрий Наркисович Мамин (почему сибиряк, а не уралец?) тоже из верхотурских. Это, кстати, был мощнейший духовный центр Урала и Западной Сибири. Не менее значимый, чем Соловки. И добраться, до сих пор, не легче. Ну, его просто читайте, он хорош! 

Владислав Крапивин, это явление, скорее социально-педагогическое. Хотя, разумеется, в детстве, его книгами зачитывался. Но, ему удалось не просто создать литературный цикл, но, на базе него - целое детское движение. Отделения клуба "Каравелла" были по всему городу, а общество "Синего краба", скорее подражательство, чем единое с Каравеллой движение, действовало по всей стране. 

Хороший детский писатель и Борис Рябинин.

Несмотря на то, что модный сегодня Алексей Иванов жил и учился в ЕКБ, нашим не считаю, категорически. Не понял он местных, совсем, скорее всего и не пытался. Ну у пермских и екатеринбуржских старое недопонимание. Со времён - Строгановы vs Демидовы. 

В стране могут и не знать детскую поэтессу Елену Хоринскую, которая тоже большую часть жизни прожила в Свердловске. Мне стихи нравились. Она к нам в 94 школу приходила, забавная старушка. 

Раз уж пошли поэты, для свердловчан крайне важен Григорий Абрамович Варшавский, соавтор многих песен Евгения Павловича Родыгина, а, главное для нас - Свердловского вальса. Ну, а "Белым снегом" и "Уральская рябинушка" это на века. 

Давайте поэтов, хотя здесь я пристрастен, не разбираюсь в этом. Принцип нравится-не нравится. Хотя Бориса Рыжего, надеюсь, будут изучать в школе, несмотря на его мрачность и трагический уход. Когда-то давно, когда он был ребëнком, мои друзья с ним няньчились. Мне не довелось, знаком лишь с его замечательной сестрой. 

Илью Кормильцева знает больше людей, ну так он и Свердловский рок это, практически, одно и то же. Первые годы и первые группы это всё он. При всей известности, очень недооценëн. 

Мало кто знает, великий Башлачёв, тоже учился у нас. Трудно сказать, насколько на него повлиял город, но он здесь, точно не чужой. 

Поэтов, в городе много, в том числе и хороших. Эти значимы для меня. Как и композиторы, о которых ниже. 

Про Родыгина я уже упомянул. Он, до конца жизни, прожил на Восточной, в доме напротив, а с его сыновьями Борей и Ромой я в детстве дружил. Эх, индейцы на гаражах! 

На Восточной же жил и Александр Новиков, я хоть и не фанат, но трудно спокойно слушать песни про город, особенно, где-нибудь, в Москве гуляя. 

Раз уж его упомянул, то скажу, что весь Свердловский рок-клуб (да, Новиков начинал как рокер) это музыкальное явление. Максим Фадеев, между прочим, несмотря на то, что из Кургана, это тоже Свердловский рок-клуб. 

Юрий Лоза не успел в нëм поработать, по причине раннего переезда, но тоже наш. Ну, так, здесь ссыльных поляков море. 

Кстати, о музыке. Козловский Иван Семëнович (ох, закидают сейчас хохлы), в Большой перешёл из Свердловского театра оперы и балета. Очень крутой театр, кто не был, рекомендую. 

Владимир Трошин, Юрий Гуляев. Кто помнит, правда ведь на душе тепло стало? Мог бы на такой уровень и Валерий Топорков выйти, если бы не составил конкуренцию одной московской хабалке. Надо было дамочку в Болгарию, на Золотой Орфей послать, чтобы победила. А тут Валерий Петрович на то же место претендует. Тот грязный скандал не хочу вспоминать, кто хочет, найдëт. На взлëте сбили. Хотя выступал с такими певцами, что та, будущая звездюля (кстати, ещё в 80-х назвавшая, в микрофон, зрителей быдлом, причём, тоже в Свердловске) тогда и мечтать не могла. 

Отдельно, чуть не забыл, главный песняр - Владиммр Мулявин. Кто не любит Мулявина, ни черта не понимает в музыке. 

Кто ещё у нас знаменит? 

Кинорежиссëры. Скажи Ярополк Лапшин, мало кто вспомнит. Скажешь "Угрюм-река", "Приваловские миллионы" - всë, ничего добавлять не надо. 

Усков и Краснопольский. Всё. Для меня достаточно просто фамилий. Но, могу назвать самое-самое. "Тени", "Вечный зов".

На самом деле, там очень много замечательного и не очень. 

У нас начинал Владимир Хотиненко, уехал уже с именем. 

Балабанов тоже, хотя имя делал уже в Питере. 

Дмитрий Хананович Астрахан, хоть и ленинградец-питерец, но годы работы в Свердловском ТЮЗе вряд ли считает пропавшими зря. Во всяком случае музыка Пантыкина (вот ещё композитора забыл, впрочем, он за рок-клуб прошёл) его фильмам очень даже в жилу пришлась. 

Несправедливо забыт Барас Халзанов, с которым я был лично знаком. Миру более известен другой кинорежиссёр-бурят, Сергей Бодров-старший. Но, Халзанов, на мой взгляд, тоже очень значимая фигура для советского и мирового кинематографа. И не только потому, что "Кочующий фронт" или "В ночь лунного затмения", с удовольствием, могу пересматривать много раз. Барас Халзанов, на Свердловской киностудии продвигал идею национального кино народов СССР и России. То есть фильмы по национальной классике, про обычаи и нравы народов, в обычной жизни мало представленные. Это подхватил Алексей Федорченко, ещё один замечательный свердловский кинорежиссёр. У него снята целая серия фильмов из жизни финно-угорских народов. Рекомендую. "Овсянки", "Небесные жëны луговых мари", "Ангелы революции". Непростой человек, но честный. 

Говоря про кинорежиссëров было бы несправедливо не сказать про телевидение в ЕКБ. Точнее, про своего детского приятеля, который сегодня является генеральным продюсером онлайн-кинотеатра «KION». Меня, в карьере Игоря Николаевича Мишина, больше интересует период создания им и его командой телекомпании "Четвëртый канал". Я, в то время, ездил по стране. Поверьте, местное телевидение везде (включая тогдашнее ТВЦ), это был такой провинциальный трэш! До рвоты. Четвëрка же, со старта, задала себе планку, как если бы они выходили на мировой уровень. Да, не всё было шикарно. Но, от остального регионального телевидения - как небо и земля. Не зря все первые региональные ТЭФИ были у них. И большинство их ведущих давно на московских каналах прижились. За всё советское время это только Владимиру Березину удалось. Левитан не в счёт, он с улицы 8 марта вещал вынужденно, в эвакуации. 

Ну и, чтобы дважды не вставать, просто перечислю актëров, в разное время работавших в Свердловске. 

Сперва про замечательный театр Музыкальной комедии - один из лучших театров оперетты в стране. Не зря многие музыкальные фильмы снимали с участием наших актëров. Маревич, Жердер, Энгель-Утина, Виноградова. А Виктор Сытник так сыграл донну Розу в "Тëтке Чарлея", что - простите товарищ Калягин. 

Теперь остальные. Драмтеатр одно время возглавлял Алексей Дикий (ещё привет хохлам). Играли в Драме: Пëтр Вельяминов, Анатолий Солоницын (родился в городе моей жены, Богородске, Нижегородской). 

В ТЮЗе играл Борис Плотников. 

Родились у нас Гостюхин и Демьяненко. Да ладно уж, Масляков тоже у нас родился, хоть он нас и не любит жутко. Команду моих друзей "Уральские дворники" просто загнобил. Впрочем, они потом так выстрелили "Красной Бурдой" на всю страну, как ни один посткавееновский проект не смог. Сан Саныч Соколов, дружище из параллельного класса, Алик - вы самые крутые. 

Наверняка не назвал и 10% достойных. Потому что город такой, на изломе, между тектонических плит. Любим, так любим. А невзлюбили - лучше беги. Многие говорили, что мы самые злые. Отъедешь километров 100, уже норм. А у нас, бывает, бесы зашкаливают. Так не бесите :) 

Вообще, кроме шуток. Еду в Кольцово, чтобы к тëще лететь. В автобусе толкаются, убить готовы. В Нижнем Новгороде выхожу из самолëта, такой же автобус битком набитый. Толкаются - извините. 

И так 300 лет. Счастья вам, земляки! Будем добрее!