Лет десять назад судьба забросила меня в камышинский лесопитомник. Дело в том, что в редакцию обратились две камышанки, которые попросили разобраться в одном «экологическом», как они отметили, вопросе. Женщины рассказали, что в их детстве Камышин запомнился им громадными тополями.
«Ну, не то, чтобы прямо уж «громадными», — уточнила одна из них. — Но на улицах и в парке росли высокие и крупные тополя, у которых была пышная крона. Под тенью такого исполина была всегда прохладно». Они попросили сфотографировать тополь на углу улиц Октябрьской и Пролетарской, что я и сделал (в наши дни он спилен, построено здание сетевого магазина)...
Вопрос визитеров сводился к следующему: почему сейчас в Камышине высаживают лишь небольшие пирамидальные тополя, которые, по их мнению, ни тени не дают, ни город не украшают. Этот вопрос infokam.su переадресовал директору .
— Это общая тенденция развития городского озеленения, — прокомментировал Александр Карпович. — Гости вашей редакции вспомнили о канадском и бальзамическом тополях. Это действительно высокие деревья с раскидистой кроной. Однако тополя — деревья для озеленения «проблемные». Это связано с тем, что женские особи, как говорят в народе, «пушат». А пух — это аллергия, неприглядный вид улиц и даже пожары, когда дети жгут его. Поэтому лесоводы и озеленители стали выращивать для посадок в городах только мужские особи тополей. Так, в частности, поступаем мы в своем питомнике. К тому же раскидистая крона не всегда имела эстетический вид, а бывало становилась причиной падения подгнивших веток. Поэтому чаще в озеленении стали использовать колоновидные тополя, как всем известный «пирамидальный». Или менее известный тополь Болле (по имени ученого). На нашей станции мы вывели собственный гибрид: он назван тополем камышинским и представляет собой гибрид пирамидального тополя и осокоря (тополь черный).
— Так что же нам не увидеть больше других видов тополей? — поинтересовались мы у А. К. Зеленяка.
— Отдельные экземпляры сохранились в городе, а в нашем дендрарии вы можете увидеть и бальзамический, и канадский тополя, — ответил Александр Карпович. — К слову, это дерево в Камышине демонстрирует рекорды долгожительства. Лет десять назад мы спилили два канадских тополя, которые росли у входа в посевное отделение нашего питомника. Подсчитав годичные кольца, мы определили возраст — более 100 лет! Для тополя, который не является долгожителям и редко дорастает даже до 60 лет, это более, чем солидный возраст.
Прошли годы, А.К. Зеленяк покинул этот мир в 2019 году... А фотография огромного спила со 100 годичными кольцами осталась...