Найти тему
Думающая история

И на погосте бывают гости: история профессиональных плакальщиц

Оглавление

В современном западном мире скорбь по близкому нам человеку осознается как одно из самых личных, искренних и глубоких переживаний в жизни.

Похороны Ричарда II (Источник изображения: commons.wikimedia.org)
Похороны Ричарда II (Источник изображения: commons.wikimedia.org)

Однако в прошлом были люди (чаще всего женщины), которые профессионально занимались “оплакиванием” совершенно незнакомых людей. Упоминания о плакальщицах встречаются в Ветхом и Новом Завете.

Образы этих женщин узнаваемы – у них длинные распущенные и слегка взлохмаченные волосы. Так изображались рыдальщицы на фресках, в древнеегипетском, древнегреческом искусстве. Подобный вид должен был отпугнуть злых духов.

Профессиональный причитающий по-прежнему является уважаемым участником событий смерти в сельской местности Греции, Португалии, Украины, русском Севере. В исламе же этот ритуал находится под запретом.

Заонежские причитания можно увидеть и услышать здесь.

Траурный ритуал мингрельцев в Грузии, около 1884 года (Источник изображения: en.wikipedia.org)
Траурный ритуал мингрельцев в Грузии, около 1884 года (Источник изображения: en.wikipedia.org)

Что делает профессиональный плакальщик?

В каждой культуре «рыдательницы» имеют специфику.

В Древнем Египте жрицы-плакальщицы имели татуировки на плечах, сбривали волосы и давали обет – отказались от материнства.

Плакальщики. Рельеф из Мемфиса Рельеф с изображением плакальщиков. XIV век до н. э. Известняк. 29 X 48,5 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Источник изображения: https://collectionerus.ru)
Плакальщики. Рельеф из Мемфиса Рельеф с изображением плакальщиков. XIV век до н. э. Известняк. 29 X 48,5 см. Москва. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Источник изображения: https://collectionerus.ru)

Считалось, что нарушение обряда оплакивания может стать причиной беспокойства души;

Плакальщицы. Роспись из гробницы великого везира Рамосе. 75 x 80 см. Настенная роспись. Египет. Фивы (Источник изображения: wonderbk.com)
Плакальщицы. Роспись из гробницы великого везира Рамосе. 75 x 80 см. Настенная роспись. Египет. Фивы (Источник изображения: wonderbk.com)

В Древней Греции был распространен карийский плач: песнь была нестройной, а звуки голосов – неподходящими для такой цели, из-за чего слушать которые было сложно.

Традиция приглашать множество женщин для похоронной процессии пошла из Древнего Рима, они театрально били себя в грудь и также могли тянуть руки к покойному.

Рельеф римской похоронной процессии. Из Амитерна, 1 век н.э. Museo Nazionale d’Abruzzo, L’Aquila, Italy (Источник изображения: https://sarahemilybond.files.wordpress.com)
Рельеф римской похоронной процессии. Из Амитерна, 1 век н.э. Museo Nazionale d’Abruzzo, L’Aquila, Italy (Источник изображения: https://sarahemilybond.files.wordpress.com)

В Иерусалиме рыдальщицы несли с собой емкости, куда собирали слезы, эти сосуды хоронили с усопшим, такой обычай прижился и на территории других странах (дошел до Древней Греции, Рима).

Ян де Брей ‘Давид, играющий на арфе", 1670 год. Библия приписывает царю Давиду первое использование музыки в религиозном ритуале (Источник изображения: en.wikipedia.org)
Ян де Брей ‘Давид, играющий на арфе", 1670 год. Библия приписывает царю Давиду первое использование музыки в религиозном ритуале (Источник изображения: en.wikipedia.org)

В XIV веке в Сарагосе (Испания) еврейских плакальщиков сопровождала по дороге домой с похорон плачущая женщина, которая аккомпанировала себе на тамбурине.

Во многих странах, включая древнюю Грецию, профессиональный плакальщик исполнял, импровизируя, «куплет» плача с банальными выражениями: «Как я могу петь тебе хвалу? Их слишком много», «Как ты мог оставить меня с детьми?» и т.д.).

В книге "Ритуальный плач в греческой традиции" Маргарет Алексиу описывает родственников и профессиональных плакальщиков в современной Греции, которые оплакивают друг друга, передавая песню с одной стороны гроба на другую. При этом исполнительница берет за руку другую женщину, чтобы показать, что она должна подхватить плач.

В Украине сохранились традиционные регламентации исполнения причети, например:

  • нельзя голосить помолвленным девушкам и беременным женщинам;
  • обязательно надо голосить родным, особенно детям;
  • запрещено голосить по первому ребенку;
  • нельзя исполнять причеть у постели тяжело больного человека;
  • запрещено голосить ночью и др.

Все это свидетельствуют о вере в магические возможности причитаний.

Что было ценного в услугах профессиональных плакальщиц?

В каком-то смысле они были руководителями поминок и похорон или, по крайней мере, частью музыкальной программы. Ученые выделяют следующие функции погребального голошения:

  • величальную – помогали достойно проводить умерших, и таким образом оказывали им почести;
  • коммуникативную – причитание как способ общения с потусторонним миром;
  • социальную – посвящение в новый статус «сиротства»; сохранение коллективной памяти;
  • психотерапевтическую – стенания и пение профессиональных плакальщиков помогали высвободить эмоции скорбящих. Подобно хорошему терапевту, опытный плакальщик знал, с чего начать плач, и как вдохновить семью выразить свое горе.

Таким образом, цель стенаний – преодолеть страх смерти, уберечь живых от пагубного влияния умершего.

Какие мотивы двигают профессиональных плакальщиков?

Горе, печаль по умершему в народе считают главной, но не единственной причиной плача. Так, среди мотивов, которые побуждают к оплакиванию, часто называют:

  • необходимость соблюдения обычая, согласно которому причитать необходимо, чтобы люди не осудили;
  • желание оказать последнюю услугу умершему;
  • банальное желание получить деньги или хорошее угощение и особое место за столом на поминках.

Иногда они причитали из-за личной трагедии. Например, одна современная македонская женщина стала плакальщицей потому, что ее муж и сын умерли рано в ее жизни: “Я плачу о себе, а не о них”.

Как церковь относилась к погребальному голошению?

На заре христианства христианская церковь нанимала плакальщиц для участия в похоронных процессиях. В Средние века священнослужители категорически не одобряли платных плакальщиков.

С XVII века синод ирландской церкви неоднократно запрещал платных плакальщиков (очевидно, безуспешно). В 1800 году архиепископ Кашел еще раз напомнил, что "все неестественные крики и вопли, а также вымышленные, исписанные рунами возгласы и элегии на поминках, вместе с диким обычаем выть и рыдать на похоронах" запрещены.

"Ирландская женщина-плакальщица" - из книги С. К. Холл "Ирландия, ее пейзажи, характер и прочее’, около 1850 года (Источник изображения: en.wikipedia.org)
"Ирландская женщина-плакальщица" - из книги С. К. Холл "Ирландия, ее пейзажи, характер и прочее’, около 1850 года (Источник изображения: en.wikipedia.org)

Большая часть неодобрения была сосредоточена на корыстных мотивах профессионального плакальщика, однако они не единственные, кто наживался на смерти, включая распорядителей похорон и священников.

Если вам понравилась эта статья и вы узнали из нее что-то новое, подпишитесь на канал. Ваши реакции мотивируют нас работать ещё лучше :)

Использованная литература