Уже в больнице Антон И. утверждал, что его кумир из глубокого европейского средневековья (Босх) тоже был "адамитом" и преследовался официальной церковью, как ренегат, предатель, отступник от истинной веры во Христа, как язычник в христианстве, как еретик. В биографии Босха есть упоминание о его увлечении "адамитами" - вскользь. Будто бы именно этим объясняется обилие натурализма в изображениях людей у мастера. Собственно, кто такие "адамиты"? Проще говоря, это верующие в Бога люди, которые провозгласили идею - назад к природе буквально, вместе с духовными опытами человечества. Очистится от всего наносного можно маленьким магическим шажком - сбросить с себя одежды как Адам и Ева до грехопадения, и таким образом восстановить безгреховную бесстыдливую природу первых людей. В конце концов, написано же в Священных Книгах о том, что Господь дал людям стыд и прочие неудобства за первое непослушание - испробовать яблоко познания добра и зла. Вот и познали. Теперь - назад! В свое непогрешимое прошлое - через срывание одежд. Звучит наивно, если не сказать безумно. Но последователей у "адамитов" оказалось много во всем мире, в том числе и у нас в России.
Одним из новых проповедников "адамитства" стал наш старый клиент из первого острого - художник Антон И., который расписав по просьбе главного все наши неблаговидные кабинеты и аудитории, вышел с ремиссией и пропал на несколько лет. О нем мало кто в больнице вспоминал. Лишь изредко, проходя мимо замечательных портретов маслом вдоль стен, кто-нибудь нет-нет, да вспомнит тихого шизофреника, который обещал, что с его полотен скоро начнет стекать "церковное миро" - только посуду подставляй.
Объявился он в публичном пространстве со скандалом. На краю области в каком-то Богом оставленном поселении в доме открыл "Центр Преображения", где проводил сеансы и молитвенные практики новых "адамитов". Люди в основном творческих профессий приезжали к Новому Адаму, снимали одежды и творили коллективную молитву, пользуясь апокрифическим Евангелием от Фомы: "
Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, что вы наденете на себя. Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмёте ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям растопчите их, тогда [вы увидите] Сына того, Кто жив и вы не будете бояться.
Первыми в колокола забили местные деревенские жители, когда увидели на рассвете странную процессию совершенно обнаженных людей, которые брели яко призраки в сторону местной купальни. Женщины завизжали и бросились с криками к мужикам, те схватились за подручные средства самообороны, пошли посмотреть на диво, увидели двадцать людей в чем мать родила, чертыхнулись и пошли жаловаться в администрацию.
Потом уже были разборы полетов. Вычислили главаря - художника и последователя Босха Антона И., который ни в чем не отпирался, все рассказал, как на духу. К описанному приложил несколько своих работ и попросил сравнить с работами всемирно известного Босха.
Для иллюстрации - один из рисунков шизофреника (взято из свободного доступа) выглядит так:
А это для сравнения рисунок самого Босха - гения.
В больнице с художником работали основательно. Приехал профессор из столицы, проводил сеансы психоанализа, вводил в состояние гипноза.
Выяснил, что многие девиации в область неприкрытых тел идут из глубокого детства. Оказывается, художник помнил кое-что из почти годовалого возраста - прямо в деталях под гипнозом описывал, как мама купала его в ванночке, а вокруг было много женщин (общая баня), потом говорил про ясли и детский сад. Какая-то строгая воспитательница наказывала провинившихся мальчиков, которые забывали надевать колготки, "кругом позора". Ставила провинившегося в круг, а остальные дети кружили хоровод и стыдили его. Потом уже в подростковом периоде забирался с мальчишками под окна студии красоты, где женщины ходили без стеснения. Тогда у него и возникло болезненное и притягательное отношение к телу без одежды. Отчасти этим можно объяснить его поступление в художественное училище. Преподаватели учили смотреть на модели без стеснения - просто как на красивый образ.
Ну, а после развития шизофрении все эти детали обострились и приняли патологическую форму.
И все-таки Антон И. всегда обижался, когда некоторые полотна его кумира Иеронима Босха (там, где изобиловали "адамы" и "евы") называли полотнами шизофреника. Он готов был смириться со своим диагнозом, но кумира в обиду не давал.