Найти в Дзене
Логопед Анна Полякова

Виды сенсорного восприятия у детей и формы их нарушений

Сегодня поговорим об особенностях детского восприятия. Не секрет, что каждый ребенок индивидуален. Дети имеющие сложности в развитии чаще всего обладают выраженными нарушениями в сенсорном восприятии. Давайте рассмотрим группу этих черт и проработать механизм диагностики данных нарушений.

Источник freepik.com, фото из открытых источников.
Источник freepik.com, фото из открытых источников.

Психологи делят детей по сенсорному восприятию на четыре большие группы.

1 группа люди с преобладающим сенсорным восприятием. Главным ощущением для данной группы является чувство комфорта и дискомфорта от телесных соприкосновений. Помимо осязания в данную группу можно отнести такие чувства как обоняние и ощущение себя в пространстве.

Взрослый с превалирующим сенсорным восприятием в первую очередь обращает вниманием на комфорт. Ему важно чтобы одежда была удобная, а еда вкусная. В квартире у таких людей вполне можно быть творческий кавардак, однако хозяина все устраивает, ведь, то, что ему нужно лежит удобно и под рукой.

Что же происходит у ребенка с превалирующим элементом данного восприятия. На первое место выходит ощущение комфорта, любимая кофта или брюки могут носиться годами. То же можно сказать о приверженности к определенной еде. Нарушение социальных границ не редкое явление, чтобы ощутить собеседника данный малыши стремятся поближе подойти к говорящему. Дабы усилить тактильные ощущения восполнить сенсорный дефицит, данный дети часто прибегают к прыжкам, кружению, крылышкам, раскачиваниям.

2 Вторая не менее важная группа сенсорного ориентирования-зрительная. Для людей данного подхода крайне важна эстетическая-видимая сторона.

Если рисовать взрослого, ориентирующегося на данный тип мышления. Мы увидим стройного, подтянутого человека, с красивой аккуратной прической и подобранным гардеробом. В доме у такого человека царит идеальный порядок. Каждый предмет находится на своем сете, любая пылинка моментально замечается и устраняется.

Что мы имеем у ребенка с превалирующим зрительным восприятием. Думаю, не секрет, что родители детей с аутизмом часто рассказывают о присутствии такого явления как четкая фотографическая память. Ребенок требует доскональное соблюдения установленного им порядка в доме. Он четко запоминает расположение вещей и любое перемещение может вызвать у него истерику. Тоже можно сказать о стремлении к одним и тем же маршрутам, приверженности к четкой предметной ориентации. Имея подобные симптомы в поведении, мы можем сделать вывод, что зрительное восприятие у ребенка развито хорошо и мы можем смело опереться на него в коррекции.

Что же происходит, когда восприятие развито плохо? Ребенок с трудом ориентируется даже в знакомых местах. В его комнате царит кавардак и это его совершенно не смущает. Он с трудом запоминает лица людей, теряется в толпе, не может найти предметные ориентиры на дороге. Не помнит картинку из учебника, с трудом понимает схемы и чертежи. (Если взять на примере моего сына, то он с большим трудом считал предметы пальцем, при этом отлично оперировал цифрами в уме.)

3 Третья группа детей-акустики. Данные дети прежде всего ориентируются на слуховую память. Акустики отлично воспринимают речь на слух, могут запомнить услышанный материал без зрительной поддержки, вникнуть и пересказать его. Акустики крайне чувствительны к интонации, тембру и темпу голоса.

Взрослые с превалирующим акустическим восприятием часто имеют хороший музыкальный слух.

Давайте рассмотрим нарушения данной области. При поражении сенсорного слухового восприятия ребенок испытывает дискомфорт с получением информации. При снижении восприятия речи мозгом малыши с трудом понимают человеческую речь, не могут ощутить паузу между словами, теряют сказанную мысль на середине. При этом некоторые громкие звуки их сенсорная система так же может воспринимать некорректно. Дети затыкают уши, стараются убежать от громких, резких и неприятных для них звуков.

Речь таких детей может быть излишне громкая или наоборот тихая, без физиологических предпосылок к этому в строении речевого аппарата.

4 Четвертая и последняя группа-аналитическая. Для данного типа мышления необходим мысленный анализ происходящего.

Чаще всего данной группой мыслительной деятельности обладают ученые.

Если привести пример детского восприятия данного типа, но можно вспомнить тот самый механизм усвоения цвета. Когда ребенку предлагают сначала определить цвет как краску, затем окрасить им различные картинки или детали, и усвоив свойство и качество данного процесса запомнить и уложить в голову данный новый механизм.

Рассмотрим примеры различного восприятия здоровых взрослых на примере покупки сумки.

Человек с преобладанием сенсорного восприятия оценит удобство купленного портфеля, его ткан на ощупь, наличие кармашков для необходимых ему мелочей.

Человек с сенсорным восприятием в первую очередь отдаст предпочтение внешнему виду вещи, его красоте, дизайну, сочетанию с одеждой.

Акустик совершенно ничего не расскажет о самом портфеле, зато неплохо передаст как он ходил по магазинам, и выбирал данную вещь, сколько салонов он обошел в поисках своей покупки.

Аналитик, напротив, углубится в науку и расскажет об ортопедических свойствах сумок, и необходимости выбора той или иной модели в зависимости от состояния здоровья пользователя.

Как видите, процесс мышления данных людей имеет свои особые свойства.

Стоит отметить, что все новорожденные дети рождаются с превалирующим тактильным сенсорным восприятием. Именно поэтому для малышей шьют удобную одежду с швами наружу, дабы не стеснять их телесные ощущения. Постепенно по мере развития мозга, сенсорное восприятие уступает место иному превалирующему анализатору такому как зрительное, слуховое, или аналитическое мышление.

У ребенка с нарушением развитие крайне важно определить как ведущий наиболее развитий сенсорный ориентир, так и отстающие зоны, требующие повышенного внимания.

Например, мой сын имеет акустический тип мышления, стоит отметить, что в свое время я сделала ставку именно на данный тип восприятия, нагружая ребенка большим объемом аудио книг. При этом сын испытывает дефицит в сенсорном восприятии (снижение чувствительности после инсульта), которое стремится усилить, и в зрительном восприятии, так как предметный ориентир у него снижен, и он часто не видит то, что лежит у него под носом. Основной вид памяти у сына - слуховая. Выявив провисающие области, я могу подобрать коррекционный материал и упражнения чтобы развить данные области и максимально компенсировать их отставания.

А какой вид восприятия ведущий у Вашего ребенка? Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.