В соответствии с существующим законодательством граждане имеют право выбирать способ, которым они будут оплачивать коммунальные услуги. Это право прописано в пункте 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Кроме того, о нем упоминается в ст. 37 Закона "О защите прав потребителей".
Законодательство России не устанавливает конкретных требований к способам оплаты за услуги. Значит, граждане имеют возможность вносить оплату любым удобным для них способом, заметили в Роскачестве.
Почему требование об оплате через приложение незаконно?
В прошлом были случаи, когда принуждение к определенному способу оплаты "коммуналки" уже признавалось нарушением закона.
Для примера, в 2022 году обитателям Подмосковья настоятельно предлагали вносить плату за коммунальные услуги через определенный сервис МосОблЕИРЦ. Граждане подали жалобу в антимонопольный орган, заявив, что их принуждают "переходить в МосОблЕИРЦ" для проведения оплаты — при том, что данная организация сама не предоставляет коммунальные услуги и не поставляет жильцам ресурсы.
Федеральная антимонопольная служба провела по поводу жалобы проверку действий местных властей, признав их нарушением антимонопольных норм. Администрации подмосковного города вынесли предупреждение о прекращении незаконных действий.
В соответствии с п. 65 Правил № 354, потребитель ЖКУ имеет право выбирать способ оплаты слуг наличными или безналичными средствами, а расходы по оплате соответствующих банковских услуг не являются для собственников жилых помещений обязательными. По части 1 ст. 140 Гражданского кодекса РФ, на территории РФ платежи осуществляются в наличной и безналичной формах. В соответствии с п. 1 ст. 16.1 Закона "О защите прав потребителей" продавец услуги должен предоставить возможность ее оплаты с помощью национальных платежных инструментов или наличными платежами, при этом выбор остается за потребителем.
Таким образом, поставщик услуг обязан предложить хотя бы один способ оплаты ЖКУ без комиссии.
По словам Игоря Позднякова (замдиректора департамента Роскачества), в соответствии с частью 15 ст. 155 Жилищного кодекса Руправляющая компания или иная организация, принимающая плату за ЖКУ, может осуществлять расчеты с собственниками жилья с участием платежных агентов, принимающих платежи от физлиц, а также банков. Но при этом граждане должны быть внимательными, так как по российскому законодательству платежные агенты могут взимать с плательщика вознаграждение в размере, установленном в соглашении между плательщиком и платежным агентом.
Однако собственники жилья могут оформить договор непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. В этом случае поставляющая ресурс организация должна довести до жильцов информацию об имеющихся способах оплаты за услугу поставщику ресурсов без комиссии.
Переход на оплату услуги поставщику напрямую
Управляющая компания предлагает способы оплаты жилищно-коммунальных услуг, однако есть и альтернатива — платить "коммуналку" напрямую поставщикам. В 2018 году были приняты изменения в Жилищный кодекс, позволяющие собственникам квартир платить за коммунальные услуги напрямую. Для этого следует провести общее собрание владельцев квартир, на котором принимается решение, фиксируемое протоколом собрания. Далее протокол передается в ресурсоснабжающую организацию (ее региональному оператору) для заключения прямого договора.
Вступление договора в силу может быть отложено ресурсоснабжающей организацией не больше чем на 3 месяца, о чем в течение 5 рабочих дней уведомляется инициатор собрания.
Таким образом, собственники имеют возможность оплачивать напрямую услуги по водоснабжению, электричеству, газу, канализации, отоплению и вывозу мусора. Как объяснили в Роскачестве, выбор этого способа оплаты не влияет на тарифы, причем некоторые управляющие компании даже поддерживают такие прямые платежи, поскольку это упрощает им работу.
---
Подписывайтесь на наш канал — это упростит вам жизнь. Заходите за новостями и другими интересными и нужными материалами на сайт "Новых Известий" https://newizv.ru.