Попробую себя в чем-то сродни софистической хрии.
Не сказать, когда вступила в почтенный возраст история об уходе в лес, об утраченном Золотом веке. В условиях современности сквозным лейтмотивом последнего столетия раздаются гимны неолуддитов, к их мелодии примешиваются обертоны консерваторов и традиционалистов. Либретто их песнопений - о ждущих нас рощах и полянах, о бегстве и спасении от технологий, что затмевают рассудок с разумом, а пеленой заслоняют взор сердца. Песни прославляют возвращение в лоно природы, чей истинный облик предан забвению в дихотомии «субъекта-объекта» и прочих картезианских присказках. Они прославляют возвращение в колыбель человека, увязшего в 5ой стихии - нефти, возникшей в тесной связи со смертью, циркулирующей в капитале, перемалывающем жизни, и питающей жернова производства.
Дорога, куда влекут песни, обещает увести из-под тенет индустриализации, накинутых на вольнодумные народы, воздвигшие Афины, Рим, Лондиниум. Но на шеи людей взвалено тяжелейшее ярмо, незримо вминающее людей в землю, вынуждая склоняться и уменьшаться, к старости представляя собой аллегорию движения в землю. Шаг становится короче, взгляд не дотягивается до горизонта: оживает древнее языческой поверье о земле, возвращающей в свое лоно то, что из него вышло; так весь живой мир стремится уступить тяжести существования, засевшей в членах, и стать слоем грунта. Хотя в чреве Земли скрыты не только тела почивших и драгоценные ресурсы.
Старая Европа - заповедник легенд и мифов о цвергах или дворфах. Карлики слыли знаменитыми ремесленниками, однако воспетое мастерство соседствовало с историями об алчности и мечтах о наживе. Веками простачки потешались над мелкими трепястками, заточая в цирках или удерживая при дворе ради забавы.
При чем тут эти сказочные персонажи? Наверняка Вы зададите сей вопрос. Ведь россказни о них - даже не конспирология, а сумбурный задел для фэнтези. На то есть ряд возражений, чья наглядность обязана живой силе истории, свершенной и стремящейся быть поведанной.
Как известно, чем зауряднее теория заговора, тем меньше в ней элементов, отвлекающих от естественных конспирологических уязвимостей. Конспирология стремится к замкнутости, изоляции и превращению в круг лупы, удерживающей стеклышко, искажающее мир, - через него глазу поддадутся глубинные и сокрытые процессы, достаточно не смотреть за пределы увеличительного стекла. Впрочем, одного намерения устроить такую рафинированную обзорную площадку недостаточно. Секулярные мифологии рассыпаются, вмещая слишком много очевидных парадоксов, что проступают на их поверхности при навязчивом усилии транслировать утаиваемую истину, которая прольет свет на положение дел в мире. Такая "правда" неожиданно открывается в легко доступных местах. Алтарь сакрального знания обустроен руками простофиль и нелепых дурачков, берущихся проповедовать эти эзотеричные истины. Заметьте, все сложное - программирование, инженерное проектирование, расчеты - остается в компетенции "злокозненных гениев и посвященных", создающих Youtube, facebook, мировые правительства, плетущих мировые заговоры (зачем?), etc. В плеяду разоблачителей же вступают не по признаку интеллектуальных способностей. Достаточно завести блог и шарманку на территории врага, пробуждая ото сна инструментами, данными великими заговорщиками. Избранные простаки, против которых вседержатели власти не могут держать оборону, повелевая капиталами и средствами массовой информации!
Оставим эти насмешки над обличителями без навыков письма и чтения. В нашем случае есть посвященный разоблачитель, выходец из высших эшелонов власти, заявивший о себе и в Давосе и с трибун Фрайбурга в 33 году. Швабский маг, гном, отступивший от своих и сбежавший на защищенные древним колдовством территории запретного леса. Он косвенно намекнул на происходящее.
Во-первых, поведав об опасности техники, об угрозе подчинения этим экстремальным мощностям раскрытия недр природы. Во-вторых, заговорив о крушении привычного до сих пор (столь прочно он осел на страницах культуры) гуманистического идеала. Кроме приведенных доводов, обязанных швабскому магу, есть и реальные усилия, направленные на сокрытие информации о росте подлинных властелинов многих земель, а с ними - о коррупции. Не вымысел, в который приходится верить, а неприятная истина, раздражающая оставляемыми ей пробелами и швами на ткани действительности.
Пройдемся по делам минувших дней, посмотрев, с чего начинался путь гномов к триумфу в XX веке, когда им удалось обернуть проясняющие мир знание и мировоззрение в «лабиринта», превратив человечество в рабов гномьего капиталистического постмодерна.
Примерно XVIым веком датируется первая в своем роде сделка с гномами. Тогда начался расцвет городов, понимаемых как субъекты истории. Для нас мегаполисы - привычное явление, в позднем же средневековье они пришли на смену мелким деревням и поселкам, выведенным от замковых обителей. Новой чертой городов стал их новый статус: более они не области концентрации торговли и власти, но средоточия производств, рынков и канализаций, густонаселенных районов. Но к названной поре города пожирали территории еще интенсивнее, вытягиваясь как вширь, так и вглубь, даже ввысь. Обзаводясь цехами, мануфактурами, делением на районы в зависимости от характера деятельности, давая приют купеческим гильдиям и кланам.
Следом за сближением людей в городском сообществе и расцветом нового делового мировоззрения пришли времена масштабных кризисов, сотканных нитями, протянутыми через тысячи судеб, через врата торговых, ремесленных и политических центров. Наконец, начались вовсе не случайные потрясения, чьи последствия ощущаются до сих пор: вроде восхождения на престол карлика Наполеона и зарождения эпохи Просвещения, отчасти сопряженной с этим императором.
Вернемся ко гномам и нашему отечеству.
XVIый век - период Смутного времени. В числе зачинщиков смуты был избыток алчных пришлых людей, последствия баловства опричников и тяжелого экономического состояния страны, прямо обрекавшего на выгодные для корыстолюбцев сделки. С запада стали прибывать торговцы, разнообразные купцы и авантюристы, с ними приходили и низкорослые ремесленники с добытчиками. Если быть перед собой честным, то известно, что почти все знаменитые архитектурные памятники нашего отечества - плод проектной деятельности иностранцев. Явно столетиями осваивавшихся и возводивших город не только по кальке с западным каноном, но по подобию своего дома...
Хорошо известна связь цвергов с Германией, а немецкой культуры - с историей Руси и Российской империи. Оттуда прибывали учителя, политики, и более абстрактные вещи - трактаты, даже наставления, почерпнутые не раз влиятельнейшими фигурами в истории нашего отечества.
Наверняка Вам доводилось слышать о странствии Петра I на Запад. Его возвращение и восхождение на престол ознаменовали повсеместные перемены. Мир не перевернулся с ног на голову, все вокруг скорее переложили на новый лад. Неожиданной затеей стало и строительство Санкт-Петербурга. Зачем возводить град на болоте? Мало ли мест у морей? И зачем именовать град в честь Петра - камня? Словно в результате сговора с гномами, поставлявшими невиданные запасы всевозможных горных пород, позволивших воздвигнуть каменный остов града на болотах. А с ними - технологий, востребованных для наращивания военной мощи и промышленных инноваций.
Примерно тогда Россия впервые начала "вставать с колен", как это брали на распев всевозможные торгаши и скупцы, заключая новые дополнительные соглашения, вываливаемые на утопавшие в бумагах столы. Примерно тогда роль будущего взяли "фантомные грезы" о расцвете и могуществе, что «не за горами».
Великан Петр I пошел на сделку, поддавшись колдовским чарам на Западе, где, как известно, провел несколько лет. Предметом сделки стало возведение малопригодного для жизни града, в то время как град на семи холмах, когда-то служивших чертогами семи кланов гномов, отошел на задний план, став центром торговли. Спроста ли освободилось место во земле под стенами Кремля и на семи холмах? Спроста ли нечто хрупкое и уязвимое стало олицетворением императорской власти, словно прервавшей линию преемственности с предками?
Параллельно началось продвижение в Сибирь, следом - реформы, вынуждавшие отказаться от взлелеянной столетиями идентичности в быту и традициях. Хотя Россия до сих пор известна своим сопротивлением инновациям, сохраняя благочинность людских деревень. Что как ни деревни объяты этим колдовством? Внутри них газеты и телеэкраны кричат о подъеме страны, а дома в едином порыве как иссохшие плакучие ивы клонятся к земле, стремясь исчезнуть в ней под проклятием гномов, вернуться к земле.
За десятилетия по прихоти гномов открылись заброшенные сталелитейные мастерские, шахты и рудники сперва на Урале, а затем и глубоко в ледяных недрах Сибири. Гномы даровали технологии, позволившие приступить к прокладыванию и дорог. Этот факт на поверхности, но все же теряется на страницах истории: до 18 века как таковых дорог на Руси не было. Жалкие намеки на пути, размываемые талыми водами, копытами и колесами телег. Россия сопротивлялась купеческим технологиям, предпочитая природу, умеренно ведя дела с гномами. Но они активно перебирались, прокладывая торговые маршруты к старинным клановым общакам на Урале.
Постепенно династия Романовых утратила былую власть. Кем были императоры и императрицы? Раз за разом среди них возникали немецкие фигуры, та же загадочная Екатерина I. Коренастые, высокие, крупные Романовы долго сохраняли свое положение. Они обладали великой властью, потерянной с приходом большевиков (насмешка гномов над большими людьми, которых они свергли).
Хватает слухов о спонсировании Ленина немцами. Немцами, давно извергавшими из своих земель древних гномов, пытавшихся отомстить Западу за унизительное обитание в цирках и закромах общества. Вспомните низкорослых соратников Ленина, также одурманенного обещаниями процветания. Хотя нельзя забывать, что и сам он не отличался выдающимся ростом. Тогда же случился новый рывок индустриализации. А еще - появление на мировой авансцене гномьей империи.
Спонтанно в 1918 столицей нового государства вновь стала Москва. И молниеносно, спустя чуть более чем декаду лет, началось строительство метрополитена. Широчайшей сети подземных тоннелей, примыкающих ко всевозможных залам, бункерам и лабиринтам…Город стал пробираться под землю.
Обратите внимание на свиту Сталина, например, Каменева. Откровенно завуалированное наподобие еврейских фамилий клановое имя гнома, отсылающее к камню. Можно пойти дальше. Хрущев - намек на хруст и треск камня. Обладатель роста в 160 сантиметров. Кроме того, все эти смены правителей сопровождались неустанной и кровопролитной борьбой за новый статус, что, конечно, присуще алчным гномам. Можно прыгнуть сквозь века, к моменту еще одной тяжелой вехи в истории страны - к перестройке. Горбачев. Обыкновенная фамилия или еще одно клановое имя, отсылающее к витиеватым горным хребтам и пляшущим остриям вершин? В добавок кризис советского союза пришелся на период правления многих высоких детин, что отразилось в ухудшении или, как это тогда выглядело, снижении темпов роста. Успехи в холодной войне, когда-то восходившие к природным и культурным дарованиям, пропали.
Существует выдумка, пытающаяся убедить нас в забытом хрониками потопе, поглотившем первые этажи древних городов. Конечно, это наивные фантазии. Что-то действительно уходило под землю. Куда пропала "Янтарная комната"? От чего столь силен эффект гравитации? Почему остался этот порт на немецких землях в лице Кенигсберга и зачем так долго содержалось ГДР?
Гномы исчезли? Мстительные, тянущие под землю и из-под земли богатства карлики.. Или они до сих пор составляют истеблишмент, удобно существующий под вводящим в заблуждение ракурсом телерепортажей и камер? Почему так популярен этот громадный детина Джиган? Почему правители возвращаются держать совет поближе к Уралу, к «первозданной» природе, любят скрываться в бункерах, рассеянных по бескрайним землям? Занятно, что даже основная площадь их дворцов оказывается погруженной под землю. Спроста ли находятся услужливые «великаны» во главе городов, перевозящие целые горные хребты в виде обработанной плитки? И где растворяются ежегодно сменяемые старые плиты? На пустом ли месте шиком новых русских стало «золото»?
Задумайтесь.