Это достаточно интересный вопрос, для ответа на который следует разобрать тексты. По книгам, Саурон боялся всех тех, кто мог бы завладеть Единым Кольцом. Киноадаптация же в этом плане вводит зрителя в заблуждение, отмечая, что якобы только один Саурон мог им владеть.
Он боялся не только Гандальва, но и Сарумана, Галадриэль, Эльронда, Арагорна и даже хоббитов. Иными словами, всех, кто когда-либо хотел завладеть Единым Кольцом, с кем оно оказывалось поблизости. Саурон боялся даже Исильдура, и после Битвы у Роковой Горы его дух бежал, долгие годы скрываясь на Востоке.
Режиссёр Питер Джексон не раскрывал этого в своих фильмах, но по книге Саурон жил в постоянном страхе. Дж.Р.Р. Толкин писал, что каждый из хранителей эльфийских колец, возможно, смог бы, овладев Единым Кольцом, создать свою империю и свергнуть Саурона военным путём. Он также утверждал, что из всех Мудрецов только Гандальв, возможно, мог рассчитывать на победу в противостоянии с ним. Впрочем, Саурон — это не автор произведения, знать всего наперёд он не мог, ровно как и не мог достоверно определить, кто сможет завладеть Кольцом, а кто — нет. Но Саурон вполне закономерно боялся объединений народов и великих империй, нацеленных на свержение его власти.
"Из всех прочих предположительно мог одолеть его только Гандальв: будучи посланником Валар и существом того же чина, бессмертным духом, облекшимся в зримую физическую форму. Возможно, Хранители эльфийских колец (Эльронд и Галадриэль) тоже могли владеть
Кольцом и свергнуть Саурона. Однако, вероятно, это лишь мороки кольца. В любом случае Эльронд или Галадриэль стали бы продолжать политику, которую проводил Саурон: они построили бы империю с могучими и полностью зависимыми от них военачальниками, и армиями, и военными машинами, и со временем смогли бы бросить Саурону вызов и уничтожить его силой. Поединок с Сауроном один на один, без какой бы то ни было помощи, даже не рассматривался ими. Однако у Гандальва с Кольцом был шанс выстоять. Гандальв как Владыка Кольца оказался бы куда хуже Саурона. Он остался бы «праведным», но чересчур уверенным в своей праведности. Он бы продолжал управлять и распоряжаться «во благо», во имя выгоды своих подданных, согласно своей мудрости (каковая была и осталась бы велика). Если при Сауроне зло возможно было отличить от добра, то Гандальв выставил бы добро в отталкивающем виде, уподобил бы его злу."
(с) Письмо Толкина №246.
В заметках автора даже встречалось утверждение, что, просто завладев Кольцом, новый владелец, если был достаточно силён и мудр, мог свергнуть Тёмного Властелина, овладев всеми его знаниями и даже самой сутью, что для Саурона было бы равносильно уничтожению и сведению в ничтожество.
С тех пор, как Саурону стало известно о Голлуме, он стал бояться даже хоббитов. Узнав о кончине Короля-Чародея, Саурон начал бояться рохиррим. Он страшился всех, кто проявлял силу, ведь Кольцо само стремилось попасть к более сильным владельцам, хоть Саурон и взывал к нему, повелевая вернуться.
Автор статьи - Elvenstar. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!