Найти в Дзене
Живопись

Художник Максим Воробьев: его Палестина

Художник прибыл в Палестину по велению сердца, но с тайной миссией. Задался целью отыскать и зарисовать в краю суровых магометан священные для всякого христианина памятники и места. Дабы, воспроизведя их со всемерной точностью и тщанием, поделиться с отечественным зрителем их труднодоступной красотой.

Воробьёв М. Н., «Вид Иерусалима», 1836, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Воробьёв М. Н., «Вид Иерусалима», 1836, холст, масло, Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
Воробьев Максим Никифорович
Воробьев Максим Никифорович

Но, как это часто случается с истинно талантливыми людьми, эклектика оказалась сильнее мессианства. А конечный результат творческих усилий оказался — интереснее начальной задумки.

Воробьёв М. Н., «Пещера Рождества Христова в Вифлееме», 1833, холст, масло, 112 х 152 см, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Воробьёв М. Н., «Пещера Рождества Христова в Вифлееме», 1833, холст, масло, 112 х 152 см, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Воробьев Максим Никифорович
Воробьев Максим Никифорович

Живописец опасался пленения местными властями. Но вместо этого сам пленился мистически притягательными пейзажами Ближнего Востока. Текучим, многоцветным маревом расплавленных горизонтов; стоицизмом жёлто-зелёных рощиц, теснящихся едва ли не на голых скалах; изящным и символичным соседством очертаний Храма Гроба Господня и Храма Основания; мерцанием раскалённого за день воздуха, что дарит своё тепло красавице — южной ночи... Сам того не до конца осознавая, мастер принялся переносить на бумагу и картон не столько очевидные цвет и форму, сколько метафизику взаимодействия Времени и Человека. Эклектику божественного и земного, рукотворного и природного...

Воробьёв М. Н., «Караван-сарай», 1820, бумага, тушь, перо, 17,1 x 25,2 см, ГТГ, Москва
Воробьёв М. Н., «Караван-сарай», 1820, бумага, тушь, перо, 17,1 x 25,2 см, ГТГ, Москва
Воробьев Максим Никифорович
Воробьев Максим Никифорович
Воробьёв М. Н., «Вифлеем», 1820, картон, сепия, тушь, кисть, перо,19,7 х 25,2 см, ГТГ, Москва
Воробьёв М. Н., «Вифлеем», 1820, картон, сепия, тушь, кисть, перо,19,7 х 25,2 см, ГТГ, Москва

Первоначальные зарисовки, имевшие главной целью констатировать, фиксировать и документировать, стали обращаться в полноценные произведения искусства. Чувства творца проступили сквозь схематизм, заполнили задние планы пейзажей, продиктовали совершенно новое эмоциональное звучание этнографическим наброскам. К историко- культурной ценности палестинских работ нашего героя прибавилась художественно-эстетическая. А явная лаконичность и недосказанность ряда произведений превратились в концепцию, прошедшую сквозь серию его «палестинских» работ красными нитями, увязывая тематику и настроения воедино...

Воробьёв М. Н., «Въезд в Родосский порт», 1820, бумага, акварель, 35,5 x 42,6 см, ГТГ, Москва
Воробьёв М. Н., «Въезд в Родосский порт», 1820, бумага, акварель, 35,5 x 42,6 см, ГТГ, Москва
Воробьёв М. Н., «Босфор против Буюкдере», 1820, бумага, акварель, 32,6 x 45,8 см, ГТГ, Москва
Воробьёв М. Н., «Босфор против Буюкдере», 1820, бумага, акварель, 32,6 x 45,8 см, ГТГ, Москва
Воробьёв М. Н., «Аудиенция русского посольства у султана», 1820-1821, бумага, акварель, перо,тушь,кисть, 20,4 x 30,4 см, ГТГ, Москва
Воробьёв М. Н., «Аудиенция русского посольства у султана», 1820-1821, бумага, акварель, перо,тушь,кисть, 20,4 x 30,4 см, ГТГ, Москва

Сегодня исполняется двести тридцать шесть лет со дня рождения Максима Воробьёва. Уникального художника, сумевшего в рамках своего творческого пути «подружить» романтику и классицизм, профессиональную наблюдательность и эмоциональную выразительность, серьёзный исторический жанр и обаятельную жанристику. С радостью представляем Вам работы этого мастера, напоминаем об имеющейся на нашем с Вами канале статье о его творческих свершениях и желаем Вам приятного просмотра!

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться