Значит, роман Делии Оуэнс "Там, где раки поют" я прочла с подачи почтеннейшего автора Еще один книголюб, и всем, кто не читал (а вдруг), всячески рекомендую вот этот отзыв, там не только про книгу, но и про фильм, которого я ещё не видела. Будем надеяться, пока.
Мне книга очень понравилась, но я сначала критикну немножко. Вообще вторичность - не порок, в какую эпоху живём, все всех цитируют, да?😉 Итак, источники заимствования идей и сюжетных поворотов:
1) американская кинодрама
2) Шарлотта Бронте и
3) в одном месте даже Достоевский.
Если номера два и три меня устраивают, то номер первый периодически заставлял поморщиться. Когда над текстом прямо-таки витали наплывы мелодраматического флэшбэка. Когда Киа узнаёт брата по шраму - с соответствующим провалом в прошлое. Когда на дальнем операторском плане Тейта сажает в свою лодку шериф с неизвестными намерениями. Или когда в момент разрешения напряжения, после реально крутой, безупречно написанной кульминации Киа, словно подчиняясь суровому сценаристу ("Розовые сопли в этом месте фильма вызовут недовольство зрителей!!!"), устраивает не очень мотивированный разнос Джоди.
А вот совещание у шерифа под поедание неизбежных пончиков мне понравилось😊
И ещё - автор никак не может определиться с повествовательной перспективой. Сначала всё ровно и гармонично - один пласт реальности мы видим глазами девочки, другой - с точки зрения расследователей загадочной смерти на болоте. Опытному беллетристу этих двух точек хватило бы, а вот Делии Оуэнс не хватает, и в самые неожиданные моменты она вводит всеведущего рассказчика, который выдаёт недостающую информацию о прошлом родителей Киа, или о душевных переживаниях далёких от Киа персонажей, отца Тейта, например. Ну, меня это как-то сбивало с волны.
На этом сеанс бурчания объявляется закрытым.
Это во многих отношениях замечательная книга. Это научная точность бесстрастного взгляда учёного и поэзия романтика-одиночки.
Энциклопедические исчерпывающие справки о "личной жизни" птиц и насекомых запускают волну метафорического приложения этой информации к человеческим отношениям. И это весьма зрелый и очень современный слой книги Оуэнс.
Непростой характер Киа передан небанально и достоверно, её история выживания - вообще шедевр, причём практически без подыгрывания сердобольного автора. Превращение Болотной девчонки в незаурядного натуралиста вполне закономерно - у Киа особый склад ума, и Тейт нашёл ключ к её способности учиться, а её природное любопытство, выстраданная наблюдательность и живая, телесная связь с природой сделали остальное.
И постоянное цитирование стихов совершенно не выглядит диссонансом её жизни. Поэзия гораздо ближе к незабудкам на лугу и к моллюскам на побережье, чем к читальным залам (не говоря уже о том, что "читальня" у Киа тоже была).
Бытовые зарисовки американской глубинки, хоть и даны штрихами, но хороши и местами даже остроумны.
Просто великолепно подошла этой книге выбранная автором композиция, когда две линии движутся во времени с разной скоростью, и читатель почти сразу начинает чувствовать ту точку во времени и пространстве, когда и где произойдёт столкновение, и напряжённое ожидание катастрофы подогревается мастерски.
В общем, мне понравилось, не идеально, но расширяет горизонты. Чего и вам желаю))