В статье «Калушкина пустынь: как всё начиналось» мы рассказывали о местности недалеко от села Соломаты г.о.г. Чкаловск Нижегородской области, носившей такое название из-за монастыря, построенного здесь братией примерно в 17-18 веке.
А как же жили монахи, чем питались, чем занимались? Ведь мало выбрать место под монастырь, его же надо обжить.
Из рассказов старожилов мы узнали, что рядом с Калушками, в монастырских владениях в лесу было два дола (сырые, болотистые низины). В одном из них монахи выкопали пруд для ловли рыбы – он до сей поры называется Прудовый, а в другом брали глину для изготовления кирпича – его называют Кирпичный дол.
А еще у них была в наделе пахотная земля, сеяли рожь, пшеницу, и себе хватало и на продажу оставалось.
По воспоминаниям жителя села Соломаты Варенцова Павла Егоровича, 1937 года рождения:
«Питались братья – монахи скудно, чем Бог пошлёт. Выкопали колодец, в овраге сделали пруд. Там после ловили себе рыбу на пропитание. Много молились, постились. А в престольный праздник - Иванов день - устраивались у изгороди монастыря гулянья и торги - ярмарка. Много съезжалось сюда народу. Торговали мёдом, ландрином, сусленникам, всякой снедью, привозили даже воблу. Ещё несли на продажу веретёна, ложки, лыко, лапти, вязаные варежки и носки. Потом, говорят, монахов куда-то отсюда угнали, монастырь с годам от старости рухнул, осталась только церквушка с колоколом...»
О праздничном гулянье с широкой ярмаркой в Иванов день на Калушках рассказывала и жительница с. Соломаты Барышева Нина Макарьевна, 1927 года рождения:
«Свекровь моя Марфа Николавна часто росказывала, как бывало ходили гулять в Иванов день в мае, 21 был Иван-от Богослов, на Калушки. Вот сколько народу собиралос, уйма! Ярмонка была ищё в этот день. Наедёт народу на лошадях, заставят всю дорогу от Калушок до Чумичей. Миру было просто не можно: торговали сластям всяким, орехам, пряникам, мёдом, в бочках возили пиво, утварь всяку. Виретёны, прялки, горшки, плошки – чёво только не было».
Теперь понятно, чем жили монахи.
Монастырь Калушкина пустынь, как и все монастыри на Руси, сыграл определённую роль в культурной жизни села. В монастыре писались книги, имелась монастырская библиотека. Монастырь был связан с селом: велась торговля, у населения монахи покупали деревянную посуду, ложки, жителям продавали зерно, мёд. У стен монастыря в Иванов день в мае проводились ярмарка и торги. Монахи и их подвижническая жизнь всегда пользовались уважением у местного населения.