В этом августе я чуть было не поехала аж в два пресс-тура — в Дагестан и по Тверской области. Не поехала, потому что сорвалось: организаторы этих пресс-туров и те СМИ, с которыми я сотрудничаю и для которых могла бы написать, не договорились об условиях публикаций. Не скажу, что я расстроилась: в конце концов, ни Дагестан, ни Торжок — не направления моей мечты. То ли дело, когда у меня сорвался пресс-тур в Бари — должна была в 2017 году лететь с делегацией, которая везла мощи Николая Чудотворца в Москву!:( Ладно: короче, не расстроилась. Зато задумалась.
Что вообще такое пресс-тур? Ну и заодно, с поправкой на современные реалии новых медиа, блог-тур? Пресс-туры бывают тематические (я рассказывала, как мой коллега ездил в пресс-тур, посвященный производству фуагра) или довольно обобщенные — мол, сейчас покажем вам туристический потенциал региона... И пресс-тур подразумевает, что журналистов (блогеров) везут куда-то в интересное место, показывают им там всякое и рассказывают, кормят, поят и развлекают... ну а в конце требуют расплаты за любовь: публикаций с упоминанием организатора (спонсора) и ещё кого-нибудь — как договорились. Дальше уж детали: кого-то устраивает один материал по итогам поездки, а кто-то настаивает на цикле публикаций. Кому-то нужны активные ссылки, кому-то нет. И так далее.
Бывает, что редакция даже гарантийное письмо направляет: мол, за то, что вы нашего корреспондента неделю будете обихаживать, мы обязуемся опубликовать текст объемом не менее... в срок не позднее... и желательно не на одной полосе с рекламой средства от поноса.:) Ну а организаторы пресс-тура потом отчитываются по количеству медиавыходов. И параллельно иногда выедают мозг журналистам, названивая после пресс-тура с вопросами вроде:
— А можно будет написать, что поездка организована компанией «Рога и копыта», еще и в конце публикации жирным шрифтом?
— А может быть, всё-таки успеете до конца августа?
Ну и так далее. Хотя имеют право. В общем-то, бартер: мы вам приятный досуг, а вы нам рекламу. Всё честно. И иногда руководство издания и (или) сам журналист решают, что с каким-то пресс-туром лучше не связываться — если расплата за любовь обещает быть слишком геморройной. Примерно так произошло с моими неслучившимися поездками в Дагестан и Тверскую область: организаторы (в одном случае это был производитель ножей, а в другом — благотворительный фонд) хотели больше, чем мы готовы были им предложить в ответ.
Ладно, у СМИ всегда есть редакционная и рекламная политика, против которой иногда не попрёшь. Ну а если бы я самостоятельно продавала себя как трэвел-блогера? Тогда пришлось бы вам, дорогие читатели, грузить мозг ножами для пикников и президентскими грантами. И придумывать некие условно изящные (в скобочках: нет) повороты повествования: мол, и вот мы отправились на пикник в живописном ущелье... и дагестанское гостеприимство было на высоте, и вино лилось рекой... а порезать баранину для шашлыка и вкуснейшие помидоры мы смогли благодаря набору ножей фирмы «Волшебное лезвие» из нержавеющей стали с деревянными рукоятками... купить эти ножи вы можете по ссылке... Поднимите руки: есть тут те, кому была бы интересна реклама ножей для пикников?:)
(надеюсь, все поняли, что фирму «Волшебное лезвие» я только что придумала?)
Ну а с храмами Тверской области еще веселее: рассказать про культурное наследие, показать какие-нибудь фрески или красивые пейзажи — это всегда с удовольствием... но кому-нибудь из вас интересно знать, что отреставрировать такой-то храм удалось исключительно благодаря президентскому гранту и фонду «Хороший человек»? Или я недооцениваю масштабы вашего любопытства?:)
Спору нет, нативная реклама существует — и она нужна тем, кто продаёт, и это отдельный жанр. И иногда я её даже пишу.:) Аудиторию СМИ мне не жалко — она для меня абстрактна. Кроме того, это моя работа. Однако вот вас, друзья, я уж не первый год знаю по никам, картинкам на аватарках и манере общения, а это немало. Так что втирать вам про ножи для пикников в обмен на бесплатный уик-энд в Дагестане мне было бы как-то... ну, западло.
Совсем другое дело — когда про какое-нибудь классное место (или классных ребят, организовавших мероприятие, или товар, или ресторан, или отель, или... кого угодно!) хочется похвалить просто так, без всякого бартера и без всяких обязательств. Просто потому, что о хорошем надо рассказывать. Но это уже совсем другая история.
Ну и в качестве послесловия — одно из лучших описаний пресс-тура в литературе. Ильф и Петров отлично понимали, о чём пишут. Если вдруг кто не узнал, это «Золотой телёнок».:)
— Я знаю такие поездки, — говорил он, — сам ездил. Ваше будущее мне известно. Здесь вас человек сто. Ездить вы будете в общей сложности целый месяц. Двое из вас отстанут от поезда на маленькой глухой станции без денег и документов и догонят вас только через неделю, голодные и оборванные. У кого-нибудь обязательно украдут чемодан. И потерпевший будет ныть всю дорогу, выпрашивать у соседей кисточку для бритья. Кисточку он будет возвращать невымытой, а тазик потеряет.
Один путешественник, конечно, умрет, и друзья покойного, вместо того, чтобы ехать на смычку, вынуждены будут везти дорогой прах в Москву. Это очень скучно и противно — возить прах.
Кроме того, в дороге начнется склока. Поверьте мне! Кто-нибудь совершит антиобщественный поступок. И вы будете долго и тоскливо его судить, а он будет с визгом и стонами отмежевываться. Все мне известно. Едете вы сейчас в шляпах и кепках, а назад вернетесь в тюбетейках. Самый глупый из вас купит полный доспех бухарского еврея: бархатную шапку, отороченную шакалом, и толстое ватное одеяло, сшитое в виде халата. И, конечно же, все вы по вечерам будете петь в вагоне «Стеньку Разина», будете глупо реветь: «И за борт ее бросает в набежавшую волну». Мало того, даже иностранцы будут петь: «Вниз по матушке, по Вольге, сюр нотр мер Вольга», по нашей матери Волге.
Лавуазьян разгневался и замахнулся на пророка пишущей машиной .
— Вы нам завидуете! — сказал он. — Мы не будем петь.
— Запоете, голубчики. Это неизбежно. Уж мне все известно.
— Не будем петь.
— Будете. И если вы честные люди, то немедленно напишите мне об этом открытку.
...ну да, всё правда: иногда поём.:)
Признавайтесь: оценили бы рекламу ножей для пикников?:) И заодно подписывайтесь на канал, будет еще много интересного. Читайте также: