Найти в Дзене

Современные технологии в жизни пожилого человека. Часть 3. Компьютерные (видео) игры.

Первые компьютерные игры появились в 1950-х годах, когда в академической среде разрабатывались простые игры и симуляции. Компьютерные игры длительное время не были популярны, и только в 1980-х годах, когда появились доступные для широкой публики игровые аркадные автоматы, игровые консоли и домашние компьютеры, компьютерные игры становятся частью нашей жизни. Президент России Владимир Путин назвал "неигрушечным делом" развитие индустрии цифровых игр и согласился с предложением участницы проекта "Начни игру" платформы "Россия - страна возможностей" включить этот проект в программу "Игр будущего", которые пройдут в Казани в феврале-марте 2024 года. "Это многомиллиардный бизнес, но самое важное - это должно быть на стыке искусства и образования. Игра должна помогать человеку развиваться, помогать найти себя, должны помогать воспитывать человека в рамках и общечеловеческих ценностей, и в рамках патриотизма в хорошем смысле слова", - сказал он. Кстати, компьютерные игры и видеоигры сейчас пр
Оглавление

Первые компьютерные игры появились в 1950-х годах, когда в академической среде разрабатывались простые игры и симуляции. Компьютерные игры длительное время не были популярны, и только в 1980-х годах, когда появились доступные для широкой публики игровые аркадные автоматы, игровые консоли и домашние компьютеры, компьютерные игры становятся частью нашей жизни.

Президент России Владимир Путин назвал "неигрушечным делом" развитие индустрии цифровых игр и согласился с предложением участницы проекта "Начни игру" платформы "Россия - страна возможностей" включить этот проект в программу "Игр будущего", которые пройдут в Казани в феврале-марте 2024 года.

"Это многомиллиардный бизнес, но самое важное - это должно быть на стыке искусства и образования. Игра должна помогать человеку развиваться, помогать найти себя, должны помогать воспитывать человека в рамках и общечеловеческих ценностей, и в рамках патриотизма в хорошем смысле слова", - сказал он.

Кстати, компьютерные игры и видеоигры сейчас практически являются синонимами, хотя строго говоря не все видеоигры являются компьютерными, они могут быть разработаны для других устройств. Так что термин «цифровые игры», видимо, скоро вытеснит остальные варианты.

Согласно исследованию американской Ассоциации производителей программного обеспечения и компьютерных игр (ESA), в 65% семей есть хотя бы один человек, который играет три часа в неделю и больше. Причем среднестатистическому игроку 35 лет. Вопреки популярному мнению, среди игроков больше взрослых женщин (31%), чем несовершеннолетних мальчиков (18%). А вообще в видеоигры играет 59% мужчин и 41% женщин.

-2

Ведь игры — это здорово, они не замещают собой другие виды досуга, а дополняют их. Люди часто играют в видеоигры, чтобы морально отдохнуть и отвлечься от реальных проблем. Исследования показывают, что игры действительно могут помочь в этом. А квесты и головоломки помогают уменьшить стресс и улучшить настроение.

Неожиданно для многих, в эфире Первого канала ведущая передачи «Жить здорово!» Елена Малышева заявила, что видеоигры — полезное в общем-то занятие. Правда, не для всех поголовно, а для взрослых и пожилых людей. Некоторые игры, оказывается, помогают развивать внимание и улучшают навык визуальной обработки информации. Любителям стрелялок намного проще фильтровать поступающую информацию и концентрироваться на конкретной задаче. Они не так часто отвлекаются, как люди, которые не увлекаются шутерами. Причем геймеры, которые предпочитают другие жанры, таких супер-способностей не проявили.

-3

Согласно исследованиям Американской психологической ассоциации, видеоигры могут вызывать целый ряд эмоций: положительных и отрицательных, включая удовлетворение, расслабление, разочарование и гнев.

Шон Грин из Висконсинского университета в Мадисоне: Видеоигры — это очень широкая категория. Влияние игры зависит от того, какие задачи задействованы в ней. Поэтому разные проекты по-разному влияют на мозг. Вы не стали бы спрашивать «как еда влияет на ваше тело», вам нужно знать ее состав. То же самое и с видеоиграми: механика, динамика и содержание отдельных игр являются предикторами того, как они по-своему влияют на мозг.

После 15 лет исследований самым большим положительным эффектом от игр-боевиков стало усиление сенсорного восприятия — это влияет на то, как разум игрока может интерпретировать внешние стимулы, такие как образы и звуки, а также на пространственное осязание, которое помогает вам координироваться и ориентироваться в трехмерной среде. Благодаря этому улучшается способность сосредоточиться на одном объекте, игнорируя отвлекающие факторы.

Например, видеоигры способствуют профилактике и лечению амблиопии, известной в народе как «ленивый глаз».

Амблиопия — глазное заболевание, в ходе которого происходит постепенная деградация зрительного анализатора, не связанное с органической патологией. Оно не поддается коррекции с помощью линз и не лечится хирургическим вмешательством.

Летом 2011 года калифорнийский университет Беркли проводил масштабное исследование, доказавшее, что даже при двухчасовых сессиях наедине с любой современной игрой наблюдается повышение остроты зрения.

Такое воздействие уникально, так как если амблиопию не исправить в детском возрасте, когда она легче всего поддается коррекции, дальнейшее состояние зрительного анализатора будет только ухудшаться.

Ну и еще о зрении. Долгое времяпрепровождение за экраном компьютера может привести к ухудшению зрения. Однако было доказано и обратное: некоторые компьютерные игры обладают полезными свойствами для наших глаз.
В ходе эксперимента учеными Рочестерского университета сделано заключение о пользе компьютерных игр-шутеров от первого лица (так называемых стрелялок, в которых игрок ассоциирует себя с героем). Например, всем известная компьютерная игра «Call of Duty» улучшает способности различать мелкие детали и предметы, а так же оттенки серого цвета.

Ученые из Монреальского университета проводили исследование, чтобы понять, как влияют компьютерные игры на мозг пожилого человека. Из людей в возрасте от 55 до 75 лет были составлены три группы: первая регулярно играла в 3D игру «Super Mario 64», вторая обучалась игре на фортепиано, а третья бездельничала. После полугода в гиппокампе (участке мозга, наиболее тесно связанном с механизмами памяти) у людей из первой группы наблюдалось увеличение серого вещества, у второй тоже происходили положительные изменения, но не столь значительные, а третья группа переживала потерю этого серого вещества. Ученые объясняли это тем, что в ходе игры были задействованы механизмы пространственной памяти, что препятствовало атрофии серого вещества и, возможно, является одним из действенных способов борьбы с болезнью Альцгеймера.

Влияние видеоигр на поведение человека также изучали с помощью игры-головоломки «Foldit». Полученные результаты показали, что геймеры склонны к просоциальному поведению, например, волонтерству и благотворительности.

Ученые из университета Калифорнии создали игру, замедляющую старение мозга. Она называется «NeuroRacer» — это простенький гоночный симулятор, в котором кроме управления машиной нужно еще в определенный момент нажимать кнопку с определенным символом, когда он появляется на экране, причем иногда перед игроком выскакивают несуществующие символы, которые, соответственно, нельзя найти на геймпаде.

Сначала ученые с помощью испытания игры убедились в правильности гипотезы о том, что с возрастом навыки многозадачности неизбежно уменьшаются, а потом они проводили исследования на людях в возрасте от 60 до 85 лет с целью выявления положительной динамики. В итоге способности к многозадачности после двухнедельной тренировки у испытуемых приблизились к показателям 20-летних, а новые исследования спустя полгода после окончания тестов сообщили, что эти навыки не исчезли с течением времени.

Вот как прокомментировала опыт использования видеоигр в лечебных целях доктор медицинских наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ Наталья Селезнёва в интервью журналу «Игромания»:

«Основная специализация нашего центра — возрастные нарушения мозга. Мы работаем с очень пожилыми людьми, у которых есть, например, болезнь Альцгеймера или старческое слабоумие, и для лечения и профилактики мы использовали следующую методику: брали восемьсот пациентов в возрасте старше 45 лет и делили их на четыре группы. Первой группе давали медикаментозные препараты, лечащие память, нарушения речи, ориентировки в пространстве и моторные навыки. Вторую группу направили на специально разработанные тренинги, помогающие развивать память, моторные навыки, ориентировку в пространстве, логику, анализ, суждения. Третья группа принимала препараты и занималась тренингами, а четвертая не получала ни медицинских препаратов, ни доступа к тренингам. После двух месяцев исследований выяснилось, что наибольший прогресс в лечении замечен у той группы, что принимала препараты и занималась тренингами, а также у группы, занимавшейся только тренингами. Сами тренинги, конечно, очень просты в сравнении с теми играми, что вы описываете в своем журнале. Большая часть из них связана с простейшими настольными играми или даже специальными игровыми картами, но наши тренинги построены в игровой форме, и я должна сказать, что даже самые простые из них сразу же повышают мозговую активность больного. Поэтому всем своим пациентам я настоятельно рекомендую если и не играть подолгу в игры, то хотя бы пробовать их запускать на некоторое время. Особенно если они не слишком сложные и не требуют большой вовлеченности».

Плюсы и минусы компьютерных игр

Плюсы.

Улучшение когнитивных способностей:

  • Восприятие — сенсорная способность восприятия образа объектов внешнего мира в сознании.
  • Воображение — способность генерировать новую информацию, образы на основе имеющегося опыта.
  • Внимание — избирательное восприятие информации.
  • Память. Тренируется в основном зрительная, но отмечается общее улучшение.
  • Мышление. Тренируется способность классификации и систематизации информации.
  • Улучшается способность концентрировать внимание на предмете деятельности.
  • Увеличивается скорость реакции на точечные стимулы внешнего воздействия.

Минусы:

  • Туннельный синдром. Развивается вследствие постоянного напряжения кистей. Наиболее подвержена риску именно «рабочая» рука игрока, правая или левая. В результате защемления нерва возникает сильная боль в руке, это сопровождается потерей чувствительности пальцев.
  • Сидячий образ жизни — игры могут потреблять большую часть дня человека, что приводит к пренебрежению физической активностью, временем, проведенным на открытом воздухе и сбалансированным питанием. Кроме того, геморрой и заболевания спины могут возникать в результате долгого сидения. Спектр таких заболеваний довольно широк: сюда входят остеохондроз, сколиоз, артроз и множество других.
  • Слишком долгое сидение перед экраном может отрицательно влиять на зрение, а вечером приводить к нарушениям сна.

Большинство исследований говорят о том, человеческий мозг положительно реагирует на игры и это приводит к общему росту когнитивных способностей, моторного контроля, в то время как короткий список минусов, как правило, является результатом злоупотребления. Компьютерные игры требуют умеренности и баланса, как и все в этой жизни. Больше пользы от кратковременных игровых сессий, равномерно распределенных по времени, а не от одного продолжительного захода. Что касается когнитивных функций, как было замечено, игры оказывают либо положительный эффект, либо вообще не оказывают никакого. Не подтверждено ни одного случая, когда игра привела к когнитивному повреждению.

Заключение

Современная, в том числе и отечественная медицина, вопреки расхожему мнению, не считает видеоигры вредными. Главная польза видеоигр в их сути — развлечениях. В основном они радуют, приносят положительные эмоции, а это уже хорошо сказывается на здоровье человека. Любая игра оказывает положительное влияние, задействуя большое количество участков головного мозга — особенно это заметно на примере пожилых людей. Компьютерные игры также помогают пациентам восстановить моторные навыки и речь после травмы или инсульта, помогают организму быстрее реагировать на кризисные ситуации.

Возможно, компьютерные игры еще не раскрыли свой потенциал в качестве мощного и гибкого инструмента лечения, диагностики, обучения...

Для пожилого человека есть еще один положительный момент. Осваивая компьютер, видеоприставку, просто играя на телефоне или планшете он приобщается к миру высоких технологий. После этого гораздо проще освоить, например, дополнительные функции смартфона или открыть для себя мир интернета.