Французская живопись XVII века у многих ассоциируется в первую очередь с Пуссеном. Художником, спору нет, очень значительным, но слишком строгим и «правильным». Не случайно он стал одним из основоположников классицизма. А все французские академики, воротившие нос от Моне, Сезанна и Гогена, и были классицистами.
Братья Ленен, в общем-то, тоже классицисты. Художники, стремившиеся передать величие. Но не величие героев античных мифов. Великое они увидели в обычной жизни. И лучшие их картины – это жанровые сценки с крестьянами.
Братьев было трое – Луи, Антуан и Матье. Луи, как считают исследователи, и создал большую часть «крестьянской серии». Он умер в 1648-м, следом не стало и Антуана. Матье пережил их почти на 30 лет. И, как пишут специалисты, стал владельцем фермы отца и лейтенантом городской милиции. И такое бывает.
Но вернемся к живописи. Едва ли не самая известная картина братьев – «Семейство молочницы». Фигуры здесь напоминают статуи, они почти не заслоняют друг друга. Но картина не выглядит мертвой. Эти люди просто ждут, пока отдохнет их ослик с поклажей, чтобы продолжить путь.
В другой знаменитой картине, «Отдых всадника», фигуры снова статичны, разобщены. А девушка со жбаном на голове кажется колонной. Но она так открыто смеется, что из статуи становится живой.
Пройдет еще 200 лет, прежде чем Жан Милле, Оноре Домье и другие классики уже нового времени создадут своих крестьян, своих горожан. Но в начале были три брата.
Три брата, которые видели будущее французского искусства на 200 лет вперед
17 августа 202317 авг 2023
113
1 мин
8