В топе самых популярных вопросов на приеме у детского психолога - мотивация к учебе и гаджеты – ну и конфликты из-за гаждетов и учёбы.
Часть родителей называет «зависание» в телефоне цифровой зависимостью и активно с ней борется. Кто-то просто беспокоится, надеясь, что отпрыск сам перерастет этот этап.
Редко можно найти родителя, который совсем не проявлял бы эмоций по этому поводу.
У каждого поколения свои «игрушки»
Попробуйте вспомнить себя в детстве - чем вы увлекались, сами и вместе с товарищами?
Готова ручаться, что у каждого будет что-то свое - зарывание в землю «секретов», игры в «Денди», трилогия «Властелин колец», игры в казаки-разбойники, бумажные «танчики»... – список можно продолжить. И это совершенно нормально – дети и подростки в любом поколении стремятся не только повторять привычные действия за взрослыми, но и находить что-то свое: необычное, иногда рискованное, модное, и обязательно социальное – связанное с общением и обменом эмоциями.
Многие скажут: «раньше было лучше». Игры были подвижными и развивающими координацию, книги – интеллект, общение происходило в «реале», с настоящими людьми, а не с профилями в соцсетях.
На эти ностальгические воспоминания можно ответить цитатой философа 5-го века до н. э., Сократа:
«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»
Кажется, что если бы каждое следующее поколение было менее развитым и приспособленным к жизни, чем предыдущее, человечество едва ли бы достигло чего-то большего наскальных рисунков.
Или, как говорится: «Главная проблема современной молодёжи – в том, что мы к ней больше не относимся».
Тем не менее – гаджеты это всё-таки средство, а не вид деятельности. Давайте разберёмся подробнее, какие сферы оказались максимально «цифровизированы», какие там риски и что можно с этим сделать.
Баланс разных сфер жизни
Гармоничное развитие личности ребенка (да и взрослого тоже), отлично описывает «колесо баланса»:
В жизни подростка основные составляющие баланса выглядят как:
- Тело – достаточное количество физической активности и возможностей проявлять и тренировать ловкость, выносливость, силу. Возможность получать удовольствие от движения и состояния собственного тела. Хорошее физическое самочувствие. Телесная осознанность, чуткость к самому себе, умение о себе позаботиться в случае потребности.
- Дело – учеба, серьезные занятия спортом или творчеством – основная полезная деятельность. Фокус на раскрытие своих способностей и приобретение полезных навыков.
- Общение – сфера социальной жизни и контактов, как со сверстниками, так и с другими взрослыми, как внутри семьи, так и за её пределами. Изучение и осознание различных ролевых моделей.
- Быт – обслуживание своих потребностей и домашние обязанности (убирать в своей комнате, чистить клетку хомяка, выносить мусор и пр.)
- Интересы и увлечения – то, чем подросток любит заниматься в свободное время. Набор вариантов безграничен: от съемки роликов в TikTok до собирания гербариев и трюков на самокатах.
Главный критерий, отличающий «Интересы» от «Дела» и «Быта» – здесь главное – удовольствие – не стоит подходить к «Интересам» с измерительной рулеткой, чего там удалось достичь и непременно искать в каждом увлечении пользу – если что-то нравится и заряжает энергией – это уже очень большая польза!
Гаджеты в такой схеме могут быть инструментом реализации – общения, дела, хобби, даже для тела и быта могут пригодиться, если, например, брать тренировки онлайн или заказывать продукты.
Но есть и обратная сторона – при дефиците реализации в какой-либо важной сфере – а для подростка это прежде всего общение – велик соблазн «убежать» в гаджеты, избавиться от сложных чувств просто переключив внимание и убив время. От усилий, которые требует учёба, от конфликтов с родителями, от недостаточного понимания себя и наличия какого-либо внутреннего конфликта – тоже очень удобно «прятаться» в гаджетах.
Гаджеты в норме и цифровой «передоз»
Логично, что для нового поколения технологический прогресс кажется само собой разумеющимся. И онлайн-общение не воспринимается как в чём-то уступающее живому.
Другая важная роль современных технологий – давать новые степени свободы в творчестве, самовыражении и увлечениях. Обыграть с друзьями другую команду в Fortnite или набрать 100 лайков от одноклассников за смонтированный на коленке ролик ничуть не менее ценно, чем обогнать других на 100-метровке на уроке физры. Оценки и успехи в учёбе совсем необязательно добавляют популярности среди сверстников.
Так что если ребёнок «всё свободное время проводит в телефоне» или «в онлайне у него больше друзей, чем в школе и во дворе» – это, конечно повод поинтересоваться в целом эмоциональной сферой подростка – насколько хорошо он себя ощущает, какие проблемы его волнуют, где нужна поддержка, но это не симптомы «цифровой зависимости».
Следующие сигналы – уже более серьёзны, и опять же – мы не говорим о зависимости и не ставим диагнозы онлайн заочно – но если Вы наблюдаете один или несколько из следующих признаков – лучшим решением будет обратиться к специалисту:
- Нарушение режима сна и отдыха - если цифровая жизнь стала физически ухудшать жизнь реальную, и на нее не остается сил и времени.
- Отсутствие интереса к другим сферам жизни - когда ни дело, ни тело, ни бытовые вопросы не могут вытащить подростка в реальность.
- Неспособность менять режимы общения - если переход из онлайна в оффлайн вызывает страх, сложности и проблемы.
- Цифровой буллинг - когда подросток подвергается травле, обесцениванию и другим ситуациям психологического насилия (или сам демонстрирует подобное поведение в сети).
Но даже при этих сигналах – родителям важно не паниковать и не транслировать свою тревогу и раздражение на отпрыска – нотации тут не помогут и от традиционного «я же говорил(а)» легче никому не станет.
Если ребенку по какой-то причине сложно справляться с реальной жизнью, скучно и неуютно в физическом мире, и он решает проблему одним из самых простых способов – уходом от нее – то ему нужна помощь в решении исходной проблемы, а не запрет на способ.
Если проблема останется, а запретить всего лишь способ, то варианты «ухода» можно найти и другие, куда менее безобидные
Очень важно в любом возрасте сохранять хороший контакт с подростком и как можно чаще и глубже разговаривать «по душам» – только так можно понять, что на самом деле волнует сына или дочь, что он(а) так ценит в «онлайне», какую потребность закрывает, где накопилась тревога и эмоциональное напряжение.
Поняв ситуацию глубже, можно двигаться дальше и постепенно найти более здоровые практики для реализации потребностей и снятия напряжения, а также подобрать оптимальный режим для использования гаджетов.
В моем опыте за несколько консультаций профессиональный психолог поможет разобраться в причинах эмоциональных сложностей и построить здоровые отношения не только с гаджетами и технологиями, но что ещё более важно – с самим собой и внешним миром.
Что в итоге
Важно помнить, что гаджеты – это инструмент. Велосипед должен вас везти, а не вы его - в отношении телефонов, ноутбуков и игровых приставок логика та же.
Мы никуда не денемся от цифровизации жизни, и это нормально: технологии позволяют подросткам общаться и развивать себя на новом уровне. Родителям важно держать руку «на пульсе», а самое главное – не терять контакт и сохранять открытые и доверительные отношения с подростком, несмотря на все «спецэффекты» взросления и сепарации.
#дети #родители #гаджеты #цифроваязависимость #воспитание #психология #мотивация