Канал (каждый раз приходится напоминать себе и другим) - про хорошее. Так что, выкручиваюсь.
Дети - очень интересные люди. И в каждом возрасте у них свои прекрасные особенности, прекрасные для наблюдения со стороны. Лет с 11 наблюдать желательно дальше, чем из соседней комнаты, так и нервы целее и дети прекраснее. А вот наблюдение за подростками в качестве репетитора позволяет сфокусироваться именно на лучшем.
Сейчас докажу несколькими отрывками из школьных сочинений - из книги, не из опыта. Школьного учительского опыта у меня мало и он легко мог бы перечеркнуть предыдущий абзац.
"В средние века существовал натуральный обман"
"Наши предки считали, что Земля покоится на слонах, а слоны стоят на черепахе. В последнем они, конечно, ошибались"
"Каждый спартанец был военным. Даже когда он ложился спать, то рядом с собой клал винтовку"
"Арабы вели с Византией ожесточенную торговлю"
Последнее - просто прекрасно и актуально)
Исходя из всего, написанного и приведенного в пример выше, я считаю, что учебник для школьников - точно не истина в последней инстанции для зазубривания.
И еще три момента:
- Несвоевременность. Я бы поняла, если 10 лет назад нам предложили новый учебник. В 2013-м. Вот тогда вполне бы себе инструмент был для сегодняшнего дня. А сейчас какой-нибудь сосед или родственник расскажет то, как поучаствовал или услышал. И про 90-е родители и бабушки живо напомнят.
- Я была в Киеве примерно году в 2010-м. На тот момент активно обсуждался новый украинский учебник истории. И нам, честно ответившим, что мы из Москвы, отказались его в книжном магазине продать. Видимо, как идеологическое оружие, для нас не предназначенное. Это не только наша фишка. Особенно про историю. Я много слышала о том, что одни и те же общемировые события довольно по-разному преподнесены в учебниках разных стран.
- В середине 80-х в школе мы изучали биографию Ленина, читали вслух рассказы про него на классных часах, у нас даже какая-то политинформация была; мы обсуждали истории пионеров-героев, а в учебнике фигурировали далеко не все предпосылки Великой отечественной, не было статей про мародерства, заградительные отряды и т.д. При этом, наш учитель рассказывал о войне так, что основное мы, мне кажется, вынесли. Мы абсолютно доверяли учителям до какого-то класса. Потом - кто-то в старших классах, кто-то позже, каждый, кому это было интересно, прочитал больше и сделал свои (разные, кстати) выводы.
И сейчас дети сделают эти выводы и эти выводы будут разные, и это естественно.
Ещё я вспоминаю атлас Мир и Человек - картинки и общую суть. Он точно был для младшей школы. А как выглядел учебник истории и кто был автором - ни малейших воспоминаний. И про другие учебники тоже)