Найти тему

Числовая формула власти на Руси и в Древнем Риме

Оглавление

Число — одно из основных понятий математики, используемое для количественной характеристики, сравнения, нумерации объектов и их частей. С помощью чисел человек, начиная с доисторических времён, определял количество людей, одушевлённых и неодушевлённых предметов. Как правило, счёт числам шёл до трёх, а если учитываемых объектов было больше, применялся обобщающий термин «много».

С появлением письменности, счёт был упорядочен и систематизирован. Одним из первых появился «алфавитный счёт», использующий буквы алфавита для числовых обозначений. С развитием математики в обиход вошла индийская десятеричная система счисления, а вместе с ней и цифры, называемые ныне арабскими. Так произошло потому, что индийскую десятеричную систему переняли сначала соседи, арабы и персы, а затем она получила распространение в Европе и остальном мире. В отличие от алфавитных чисел, арабские позволяют быстро сравнивать значения, определять какое из них больше или меньше. С помощью арабских чисел появилась возможность быстро складывать и умножать числа в уме, не прибегая к сложным расчётам.

В связи с этим, представляет интерес сравнение различных чисел, записанных алфавитными знаками и арабскими цифрами. В настоящее время на удобное десятеричное счисление, с записью чисел арабскими цифрами, перешёл практически весь мир. В качестве исключения, для записи временных и исторических событий используется алфавитный счёт: римский, греческий и старославянский.

Сравнение знаков алфавитного счёта

Для сравнения знаков алфавитного счёта будем использовать те системы чисел, которые применяются в русской практике сейчас и применялись ранее.

Римский счёт имеет в своём составе семь латинских букв: I — 1, V — 5, X — 10, L — 50, C — 100, D — 500, M — 1000.

Греческий счёт и старославянский счёт похожи друг на друга и используют один и тот же принцип: использование последовательных букв алфавита, разделённых на единицы, десятки и сотни:

единицы: А (аз) — 1, В (веди) — 2, Г (глаголь) — 3, Д (добро) — 4, Е (есть) — 5; S (зело) — 6, З (Z) (земля) — 7, И (иже) — 8, ϴ (фита) — 9;

десятки: I (и) — 10, К (како) — 20, Л (люди) — 30, М (мыслете) — 40, Н (наш) — 50, Ѯ (кси) — 60, О (он) — 70, П (покой) — 80, Ч (червь) — 90;

сотни: Р (рцы) — 100, С (слово) — 200, Т (твердо) — 300, У (ук) — 400, Ф (ферт) — 500, Х (хер) — 600, Ѱ (пси) — 700, W (омега) — 800, Ц (цы) — 900.

Если сравнивать римский счёт с греко-славянским, то можно увидеть, что римляне, по своему обычаю многое перенимавшие у греков, в построении своей системы счёта этим правилом не воспользовались. Они взяли из греческого алфавита только четыре знака: I, X, C, M. Две буквы из второго регистра (десятков) и две буквы из третьего регистра (сотен). Учитывая то, что Римское государство (республика, а затем империя) появилось на мировой арене значительно позже Греческих государств, то вполне логично отсутствие первого (начального) регистра.

И, если в греко-славянском счёте число 1 начинается с первой буквы А, одинаково, как старославянском, так и в греческом алфавитах; то в латинском — счёт начинается с девятой буквы I, принятой римлянами за единицу. В греко-славянском счёте этой букве соответствует число 10. При этом, римское число 10 соответствовало 21-й, последней, букве латинского алфавита — Х. Третья буква алфавита — С стала означать число 100, а двенадцатая буква латинского алфавита — М — последнее число счёта — 1000.

Тем самым, Римское государство показывало преемственность первого европейского союза двенадцати племён, называвшимся «Мир». Латинский алфавит состоял первоначально из 21-й буквы, затем из 23-х, а сейчас в нём 26 букв. Если представить, что в латинском алфавите может быть заложена формула римского общества, то выглядеть оно могло следующим образом: власть — граждане — рабы, то есть три уровня.

Семь букв римского счёта могут указывать на семерых представителей «правящей элиты», ведь число 7 является «сакральным» у многих народов, включая и русских. Что интересно, у великого князя Владимира было 12 сыновей-княжичей, а вот «царевичей» среди них было только семь, это те, кто носил в имени «царский» корень «слав».

«Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав

© Повесть временных лет.

Двенадцатая буква латинского алфавита М, означающая 1000, может означать 12 первых европейских племён, образовавших союз, и конечное число «счастливчиков». В настоящее время это выглядит как римская «М» в тройном регистре, или 1000 в третьей степени — 1000 х 1000 х 1000 = 1 000 000 000 («золотой миллиард»). Число букв латинского алфавита 21, 23 или 26 не имеет большого значения, как не имеет значения количество колоний, обслуживающих «золотой миллиард».

Здесь просматривается тройственная иерархия римского общества:

«верхний регистр» — в составе римского государства может быть сколько угодно народов, 21, 23 или 26, но право управлять всеми народами есть только у семи (как семь букв латинского алфавита, используемых в счёте) — это элита Рима; в настоящее время этот регистр представлен странами Большой Семёрки - G7;

«средний регистр» — двенадцатая буква М говорит о тех римлянах, которые имеют свою автономию, подобно «союзу двенадцати» в прошлом (тысяча счастливчиков или как принято говорить «золотой миллиард») — это основа Рима;

«нижний регистр» — все остальные народы, которые попали в зависимость от Рима; у них нет каких либо прав, счёту они не поддаются; они обладают только обязанностями по содержанию римских граждан.

Очень похоже на современную Европу: есть 12 государств, основавших Евросоюз в 1992 году; есть 27 «счастливчиков», являющихся членами ЕС; и есть масса остальных стран, желающих войти в состав «счастливчиков», но без каких либо шансов на успех. Но, кроме Европы, существует и множество других стран, объединяющихся фразой — остальной Мир.

На латинском языке слово «Мир», как мировое государство, пишется как «Mundus status», а слово «Рим» — Roma. В русском же языке, «Рим» является анаграммой слова «Мир», которая косвенно подтверждает прежние претензии Рима на мировое господство, что собственно и имело место быть в прошлом. Кстати, у Москвы есть одно негласное название — Третий Рим: R-I (Рим), R-II (Константинополь), R-III (Москва). Но это сравнение больше относится к центрам Христианства, переместившимся после падения Рима и Константинополя (ныне Стамбул) в Москву.

Что касается Рима, как столицы Римской империи, претендовавшей на мировое господство, то маршрут перемещения «центра мировой державы» был другим. Если начинать от первой европейской «мировой» империи Александра Македонского, то картина выглядит следующим образом: Вавилон — Рим — Париж (римская колония Лютеция) — Берлин — Лондон (римская колония Лондиниум) — Вашингтон.

Однако, вернёмся к нашей теме числового сравнения. Что может означать одинаковое трехступенчатое построение как греческого, так и старославянского счёта?

Вполне возможно, что, таким образом, греки и славяне оставили упоминание о трёх царствах, существовавших в прошлом на их территориях. Римляне, известные своей прагматичностью, в своём счёте оставили указание на средний (второй) греко-славянский регистр, тем самым показывая, что они появились в период второго греческого царства. При этом, римляне создали свою систему государственности, отличную от греческой. А вот у греков и славян, похоже, всё было одинаково. Да и размещаются они по соседству, на Балканском полуострове; только славяне севернее, а греки южнее.

А что же Русь, какое она имеет отношение к греко-славянскому союзу прошлого?

Русь, в период восстановления своей государственности, использовала славянскую азбуку и письменность, старославянский счёт, Византийский календарь, даже Веру в Христа приняла греческой конфессии, правда с некоторыми оговорками. При всём при этом, Русь не «ославянилась» и не стала «греческой» колонией, как того мечтали византийские патриархи. Русь также сохранила свой язык — старорусский, который не вышел из старославянского, а имеет собственные корни и развивался параллельно, «по-соседски».

Приняв Христианство греческой конфессии, Русь не пошла на поводу у Константинополя, а стала строить собственные монастыри, в которых появлялись и мужали русские священники. При этом, русские монахи отказались использовать «послаблённый» греческий монастырский устав, а нашли (у тех же греков) первоначальный устав, заброшенный, по причине его строгости и непоколебимости в Вере Христовой.

Со временем, Русское государство обрело силу и самостоятельность; при этом оно отказалось от Византийского (греческого) календаря, приняв сбалансированный Юлианский; отказалось от старославянского счёта, приняв более удобный индийско-арабский, потому что надо было развивать математику, инженерию, кораблестроение и многое другое; при этом Россия не отказывалась от своей истории, бережно сохраняя русские летописи; просто надо было стряхнуть с себя греко-славянскую «шелуху» и зажить в мире и добрососедстве с другими народами, издавна населявшими наши земли.

Во время восстановления русской государственности, словно тяжелобольной идущий на поправку, Русь принимала помощь от других, которая была совсем не бесплатной. Действовать приходилось по-разному, где уговорами, а где звонкой монетой, но чаще — силой оружия, Русь возвращала свои потерянные когда-то земли.  При этом, под «крыло» набиравшей силу Руси переходили народы, бывшие прежде славянскими. Русскими быть становилось выгодно, потому как русские князья имели сильное войско с обоюдоострыми мечами, с помощью которых смогли утихомирить многих буйных соседей, и, прежде всего, болгар, хазар и древлян. Близкое этническое родство русских и славян давало последним возможность стать частью великого русского народа. Шли обычные процессы ассимиляции, когда малое родственное присоединялось к большому.

В отличие от римской иерархии народов, где кто-то народ, а другие так себе, на Руси существовали свои царства, подобно тем, которые были и у греко-славян. Память о тех царствах сохранилась в русских сказках: «Три царства — медное, серебряное и золотое». Эти царства разделялись по степени богатства, которые можно ранжировать также и по времени развития обработки металла: сначала медь (медный век); потом серебро и золото, которые можно представить как сплав олова и меди (бронзовый век); а далее — «железный век», он фигурирует в этой сказке как жемчужное царство.

По нашим предположениям, в основу Рима было положено «12 царств», семь из которых были главными или решающими все вопросы, а остальные второстепенными. Это если говорить о регионах с римским гражданством. Помимо «законников», в состав Рима входило также множество провинций, большинство из которых не имело никаких прав и они управлялись ставленниками Рима.

В русской летописи даже есть похожая формула, упомянутая выше. Суть её состоит в том, что всею Русской землёй владеет князь Владимир (имя которого означает «владеющий миром») со своими сыновьями. Владимир осуществлял главное руководство Русской землёй, а его сыновья правили вотчинами в составе единого Русского княжества. Этих сыновей у Владимира было 12, соответственно, на такое же число «регионов» или земель делилась и Русь. Из двенадцати Владимировичей, у семи сыновей великого князя присутствовал в имени «царский корень» — Слав.

Что интересно, в русских былинах также присутствует формула «семь из двенадцати», и она касается численности русских богатырей, которых было ровно 12, ни больше, ни меньше. Это хорошо показано в былинах «Илья Муромец, Ермак и Калин-царь» и «Илья Муромец и Калин-царь». В первой былине говорится о племяннике князя Владимира, Ермаке Тимофеевиче, который взялся за «богатырскую работу» не имея на то права. Богатыри Московской заставы, коих было без единого 12, а двенадцатым был Илья Муромец, возмутились таким поведением молодого Ермака. Его дважды предупреждали, Алёша Попович и потом Добрыня Никитич, чтобы он остановился. Но Ермак очень хотел «славы богатырской», за что был убит Ильёй Муромцем, за нарушение «богатырского правила».

Во второй былине говорится о том, как князь Владимир посадил Илью Муромца в глубокий погреб, где он должен был погибнуть. При этом, русских богатырей снова стало двенадцать. Место Ильи занял его крёстный отец, богатырь Самсон Самойлович. Однако, богатыри под командой Самсона не захотели защищать Киев, так как им не выплатили положенного жалования. Пришлось Илье Муромцу выбираться из подвала и самому встать на защиту Киева против Калина-царя. Илья Муромец стал тринадцатым, заштатным богатырём, что не помешало ему сражаться за землю русскую.

Скорее всего, число «богатырских» сотен было ограничено числом двенадцать потому, что число княжеских дружин было таким же. У князя была только одна дружина, которая вместе с богатырской сотней составляла один конный полк в 300 сабель. На каждую из русских земель, составлявших общее «Великое Русское княжество» или «Всея Русь», приходилось по одному князю с дружиной, размещённой в княжеском городе, и по одной богатырской сотне, нёсшей службу на заставе у границы русских земель.

В «Сказании о семи русских богатырях» ведется рассказ о том, как на пиру у князя Владимира гуляли не только князья и бояре, но и многие могучие богатыри. Князь Владимир обратился к богатырям со словами:

«То вам, богатырям, ведомо ли,

Что отпущает на меня царь ис Царяграда сорок два богатыря,

А велит итти ко мне изгонею в Киев град.

И вам, богатырям, накрепко стоять,

С столнаго града Киева

Отъезду никакова не учинить никуды себе из моея вотчины.»

В наше время это выглядело бы как объявление мобилизации всех воинских людей, для защиты столицы от надвигающегося супостата. Так как время нападения неизвестно, богатырям указано «накрепко стоять» и пределов гарнизона не покидать. Как же поступили русские богатыри, получив такой княжеский приказ?

«И заслышали руския богатыри таково слово,

И пошли оне из-зо стола, недокушамши;»

Как говорится, «чесанули» кто куда, даже не закончив трапезы. Но так поступили не все. Из 32 богатырей Киевского гарнизона, остались верными воинскому долгу только семь: Илья Муромец, дворянин Залешенин, Алёша Попович, Глапит, Сухан Домантьевич, дворянин Белая Палица и Добрыня Никитич. Семь богатырей из тридцати двух (22 процента), но и их оказалось достаточно, чтобы разгромить войско неприятеля и уберечь стольный город от нападения.

Так что, в русском былевом эпосе даётся понять, что если есть хотя бы семь богатырей, то общее число врага не имеет значения, Русь надёжно защищена «сакральным числом». Оттого и столица Русской земли — Москва имеет не одну и не две, а целых три «семёрки». Москва стоит на семи холмах; в московском Кремле — семь храмов; а по городу расположены семь «сталинских» высоток. Даже автомобильный код столицы — 77 и 777, говорит о многом.

(Продолжение следует)

Авторы - Валерий и Ольга Салфетниковы

Валерий Салфетников