Найти в Дзене

ДВА ЗЕРКАЛА ЭПОХИ - СТРУГАЦКИЕ И ЛЕМ

Михаил Ромадин. Эскиз к фильму "Солярис". Изображение взято из открытых источников
Михаил Ромадин. Эскиз к фильму "Солярис". Изображение взято из открытых источников

Когда начинается разговор о фантастике, рано или поздно обязательно прозвучат три имени: Аркадий и Борис Стругацкие и Станислав Лем. И не удивительно. Мало кто из писателей ХХ века привнес в нашу жизнь столько образов и смыслов, задал и оставил без ответа столько вопросов космического масштаба, как эти трое. Двое из них по преимуществу работали в соавторстве, а третий почти никогда. И вот я подумал, что любопытно будет сравнить их и в биографическом и в творческом смысле и по тому влиянию, которое они оказали и продолжают оказывать на мировую культуру. Просто сравнить, оставив право делать выводы за читателем.

Лем и Стругацкие. Изображение взято из открытых источников
Лем и Стругацкие. Изображение взято из открытых источников

Итак, Станислав Герман Лем родился в 1921 году в городе Львов, Львовского воеводства Республики Польша. Его отец, Самуэль Лем, врач-отоларинголог, во время Первой Мировой служил в австрийской армии, в качестве врача, побывал в русском плену, после возвращения на родину занимался частной практикой. Аркадий Натанович Стругацкий родился в 1925 в Баку, Борис Натанович - в 1933, в Ленинграде. Отец их, Натан Залманович Стругацкий, родился в местечке Дубовичи, Черниговской губернии, участвовал в Гражданской войне в качестве начальника политотдела 2-й Конной армии, по окончанию войны стал искусствоведом. Мать Лема, Сабина Воплер, была домохозяйкой. Мать Стругацких, Александра Ивановна Литвинчева, до пенсии проработала учительницей в средней школе.

Довоенный Львов. Изображение взято из открытых источников
Довоенный Львов. Изображение взято из открытых источников

Станислав (Сташек) Лем рос избалованным ребенком, по сути предоставленным самому себе. Увлекался придумыванием себе званий и титулов, изготавливал многочисленные удостоверения и награды. Об этом он рассказал в романе "Высокий замок" (1966). Аркадий Стругацкий до войны интересовался астрономией, занимался в кружке, мастерил телескоп, сочинял фантастико-приключенческий роман, что нашло отражение в романе "Хромая судьба" (1982). Борис Стругацкий до войны был еще малышом, его взросление пришлось уже на вторую половину сороковых годов, занимался спортом, писал стихи, интересовался пограничными возможностями человеческой психики, о чем рассказал в своей книге "Комментарии к пройденному" (1997).

Довоенный Ленинград. Изображение взято из открытых источников
Довоенный Ленинград. Изображение взято из открытых источников

Вторая Мировая война стала для всех троих тяжелым испытанием и источником страшных воспоминаний. Ни Лем, ни Стругацкие не любили вспоминать об этом времени. Правда, польский писатель написал о войне трилогию "Неутраченное время" (1948-1955), но в своей фантастике коснулся этого периода лишь однажды в романе "Глас Господа" (1968). Стругацкие упомянули Ленинградскую блокаду лишь один раз, да и то вскользь, в романе "Град обреченный" (1989). После смерти брата-соавтора, Борис Натанович подробно рассказал о своих детских блокадных переживаниях в романе "Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики" (1995).

Обложка романа Станислава Лема "Больница Преображения". Изображение взято из открытых источников
Обложка романа Станислава Лема "Больница Преображения". Изображение взято из открытых источников

Первое свое фантастическое произведение Станислав Лем написал во Львове, во время немецкой оккупации. Им стала повесть "Человек с Марса" (1948), она же стала первым опубликованным произведением писателя. Первое произведение Аркадия Стругацкого, "Находка майора Ковалева", было написано еще до войны, но утрачена во время блокады. Служа после войны в Советской армии, Аркадий Натанович начал писать произведение, которое несколько раз меняло название: "Страна Багровых туч", "Берег Горячих туманов", "Хиус versus Линда". Однако первым его опубликованным произведением стала документальная повесть "Пепел "Бикини" (1958), написанная в соавторстве с журналистом Львом Петровым.

Вилли Трубкович. Иллюстрация на обложке повести Льва Петрова и Аркадия Стругацкого "Пепел Бикини". Изображение взято из открытых источников
Вилли Трубкович. Иллюстрация на обложке повести Льва Петрова и Аркадия Стругацкого "Пепел Бикини". Изображение взято из открытых источников

В 1951 году был опубликован первый роман Станислава Лема "Астронавты". В 1958 - "Магелланово облако". У Стругацких первая совместная публикация состоялась лишь в 1958 - рассказ "Извне", позднее переработанная в повесть. Через год вышел роман "Страна Багровых туч". Первые публикации и Лема и Стругацких сделали их имена популярными у любителей фантастики и каждая последующая лишь закрепляла и приумножала эту славу. Любопытно, что позднее писатели относились к своим ранним произведениям, мягко говоря, пренебрежительно. По крайней мере, были против их переиздания.

Лев Дурасов. Иллюстрация на обложке романа Станислава Лема "Магелланово облако". Изображение взято из открытых источников
Лев Дурасов. Иллюстрация на обложке романа Станислава Лема "Магелланово облако". Изображение взято из открытых источников

Любопытно, что кинематографисты почти сразу обратили внимание на творчество Лема и Стругацких. Правда, Лему в этом смысле повезло больше. В 1959 году вышла экранизация романа "Астронавты", фильм "Безмолвная звезда", а в 1961 экранизация романа "Магелланово облако", фильм "Икар-1". Стругацким пришлось ждать экранизаций своих произведений несколько дольше, хотя еще в 1961 году написали сценарий фильма "Экипаж "Скифа", по мотивам "Страны Багровых туч". По сути первой экранизацией их произведения стала телепостановка "Понедельник начинается в субботу" 1965 года.

Кадр из т/ф "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников
Кадр из т/ф "Понедельник начинается в субботу". Изображение взято из открытых источников

В СССР произведения Лема экранизировали охотно, хотя чаще всего это были телевизионные фильмы. Советский кинорежиссер Андрей Тарковский снял в 1972 фильм "Солярис", по одноименному роману польского писателя (1961), а в 1979 фильм "Сталкер", по мотивам повести Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине" (1971). На это произведение откликнулся и Лем, написав обширную статью, в которой признался, что эта повесть советских коллег вызывает у него своего рода зависть. Польский писатель встречался с Братьями Стругацкими, но порознь. С Борисом Натановичем он увиделся в Ленинграде, во время одного из своих приездов в СССР, а с Аркадием Натановичем - в Чехословакии на писательском конгрессе. Встречи эти не носили сколько-нибудь значительного характера.

Кадр из к/ф "Икар-1". Изображение взято из открытых источников
Кадр из к/ф "Икар-1". Изображение взято из открытых источников

Станислав Лем неоднократно говорил о том, что не любит научную фантастику, и писал ее либо ради заработка, либо ради того, чтобы в беллетристической форме поразмышлять над философскими проблемами, которые интересовали. Тем не менее, именно ему принадлежит самая масштабная попытка создать теорию НФ-литературы. Речь идет о книге "Фантастика и футурология". Стругацкие поначалу охотно рассуждали о фантастике, как виде изящной словесности, но написанные ими на эту тему статьи не публиковались, и увидели свет лишь после Перестройки. Сходство воззрений этих писателей на НФ заключается в том, что и Лем и Братья Стругацкие полагали, что к ней следует подходить с самыми высокими мерками, а различие заключалось в том, что советские фантасты пренебрегали научностью, считая ее лишь литературным приемом, тогда как их польский коллега наоборот, пенял фантастам за пренебрежение к научной достоверности.

Двухтомник Станислава Лема "Фантастика и футурология". Изображение взято из открытых источников
Двухтомник Станислава Лема "Фантастика и футурология". Изображение взято из открытых источников

Последние крупные произведения Станислава Лема, как и Аркадия и Бориса Стругацких, увидели свет во второй половине восьмидесятых годов. После чего польский писатель окончательно отошел от художественной беллетристики. Аркадий Натанович Стругацкий в 1991 году скончался, а его брат, Борис Натанович, продолжал писать вплоть до 2003 года, после чего тоже занялся публицистикой. В романе 1986 года "Фиаско" Лем подытожил свои размышления о проблеме контакта с внеземными цивилизациями. И в том же году Стругацкие закрыли для себя эту тему в повести "Волны гасят ветер". Последний роман Братьев "Отягощенные Злом, или Сорок лет спустя" (1987) был посвящен возможности создания и применения на практике Высокой Теории Воспитания.

В. Старадымов. Иллюстрация на обложке книги Аркадия и Бориса Стругацких "Волны гасят ветер". Изображение взято из открытых источников
В. Старадымов. Иллюстрация на обложке книги Аркадия и Бориса Стругацких "Волны гасят ветер". Изображение взято из открытых источников

Если писатель и его книги зеркало эпохи, то Стругацкие и Лем прекрасно для этой роли подходят. Они, пусть и в разном возрасте, пережили войну и вполне могли стать ее жертвами. Они боготворили науку и не верили в Бога и, вместе с тем, грех богоискательства свойственен их творчеству. В своих книгах эти писатели затрагивали сложнейшие вопросы о природе зла, судьбе человеческой цивилизации и необходимости с человечеством что-то делать. Влияние их на современную культуру трудно переоценить. На будущее, да и на настоящее, мы во многом смотрим их глазами. И при всем при этом Братья Стругацкие и Станислав Лем - это совершенно уникальные явления, сравнить которых просто не с кем.