ОНР и ФФНР - педагогические заключения, знакомые каждому специалисту. Одна из читательниц - мам попросила рассказать о них подробнее, что я сейчас и делаю.
Эти два заключения общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) самые частые у детей на логопункте. В логопедической группе детей с ФФНР вы не встретите. Почему так, поймёте чуть позже.
ОНР и ФФНР не стоит путать с диагнозами. Об этом недавно я писала здесь:
Как логопед приходит к заключению
К тому или иному заключению логопед приходит по результатам диагностики.
Диагностика оценивает развитие речи ребенка, помогает определить, что западает и над чем придется работать специалисту.
Методику диагностики, материалы и глубину исследования логопед выбирает сам, в зависимости от предварительной беседы с ребёнком.
Предварительная беседа может дать логопеду широкое представление о словарном запасе, грамматическом строе и связной речи ребёнка, и тогда можно будет ограничиться только проверкой звукопроизношения и особенностях фонетико-фонематического восприятия.
Что входит в диагностику
В диагностику входит обследование:
- артикуляционного аппарата в динамических и статических упражнениях и визуальный осмотр;
- звуковой стороны речи (причем в расширенном варианте обследуются не только те звуки, которые явно искажены, но, при необходимости, все, начиная с гласных);
- слоговой структуры слова на предмет упрощений, искажений, замен, перестановок в словах различной слоговой структуры;
- фонематического восприятия в слогах с оппозиционными согласными по глухости - звонкости или твёрдости-мягкости;
- состояния анализа и синтеза - умение выделять необходимый звук в слове;
- словарный запас: в зависимости от возраста детей просят найти на картинке и назвать диких и домашних животных, предметы мебели и посуды, их части; назвать одним словом несколько предметов одной группы;
- грамматический строй речи – умение изменять существительные по числам: шар - шары, мишка - мишки; образовывать новые слова при помощи суффиксов: паук - паучок, сундук - сундучок;
- связная речь: ребенка просят составить рассказ по серии картинок и сюжетной картине.
Нарушение только двух аспектов: звукопроизносительной стороны и фонетико-фонематического слуха дают нам возможность говорить о фонетико-фонематическом недоразвитии речи (ФФНР). На логопедическую работу уйдет от 3 месяцев до 1 года. Это зависит от того, есть ли у ребенка дизартрия. Она значительно усложняет работу.
Надо признаться, что кроме ФФНР встречаются и дети с ФНР. Это самые легкие в речевом плане дети, у которых нарушена только произносительная сторона речи, а следовательно и времени на коррекцию потребуется не много ( не более 3 месяцев)
Если у ребёнка нарушены все речевые составляющие, то мы говорим об общем недоразвитии речи (ОНР). На логопедическую работу уйдет до 2 лет.
Общее недоразвитие речи принято делить на четыре уровня:
ОНР I уровня – самое тяжелое состояние при котором
- словарный запас, состоит из простейших слов, их отрывков или звукоподражаний;
- максимальное сокращение сложных слов до 1-2 слогов или их отсутствие в речи;
- активное использование мимики и жестов для дополнения общения;
- отсутствие фразовой речи;
ОНР II уровня –
- ребенок с трудом, но уже может общаться;
- речь из коротких общеупотребительных слов, которые по большей части звучат неправильно, но в нужном контексте;
- ребенок использует короткие предложения без согласования слов;
- звукопроизношение значительно нарушено.
ОНР III уровня – развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
ОНР IV уровня – незначительные нарушения всех компонентов речи.
В детских садах на логопункт и в логопедическую группу попадают, как правило, дети с ОНР III уровня. Поэтому здесь остановлюсь подробнее
Эта группа детей вполне владеет разговорной речью и понимает обращённую речь, за исключением сложных конструкций причастных и деепричастных оборотов. Так же у них страдает причинно-следственная логическая связь. Дети с ОНР III уровня не проводят аналогий и логических цепочек между пространственными, временными, причинно-следственными отношениями речи.
У них выявляются сложности в применении некоторых категорий рода, числа существительных и прилагательных, глаголов. Активный словарь у них более бедный, ограниченный.
Типичным для ОНР III уровня является неточное, а иногда неправильное применение названий предметов и наименований имен. Происходит подмена понятий:
- часть предмета называется именем целого объекта (стрелки – часы) или часть предмета заменяется описанием действия (ручки кастрюли - держалки, крышка чайника -закрывалка);
- названия профессий подменяются описанием действий (пианист – «человек играет»);
- названия вида заменяются общим родовым признаком (голубь – птица);
- взаимное замещение не тождественных понятий (высокий – большой).
Допускаются ошибки в подборе служебных частей речи (предлогов, союзов), падежей к ним («в леса – в лесу», «из чашкой – из чашки»), вплоть до неоправданного их игнорирования. Может быть неправильным согласование слов разных частей речи между собой (обычно дети путают окончания и падежи). Часто наблюдается неправильная расстановка ударений в словах.
При не осложненных формах ОНР III уровня ошибки в звуковом восприятии слов и нарушение структуры слогов (за исключением повторения длинных слов из 3 или 4 слогов, где происходит такое их сокращение) практически не наблюдаются.
В меньшей степени выражено искажение звуковой передачи речи, но при проявлении данного симптома в свободном разговоре может происходить искажение даже тех звуков, которые ребенок умеет произносить правильно.
В общении дети активно пользуются простыми грамматическими конструкциями. Как правило нет или мало прилагательных, обобщающих понятий, мало или нет совсем синонимов и антонимов.
Звуки, которые ребенок изолированно произносит правильно, в речи значительно смазаны - "каша во рту".
Фонематическая сторона речи отличается несформированностью различения сходных звуков, неумением выполнять несложный звуковой анализ.
Связная речь обычно страдает. Часто ребенок не формирует полноценные фразы, ограничиваясь отрывочными словосочетаниями. Тем не менее речь бывает распространенной и развернутой. Свободное общение достаточно затруднено. Ребенку трудно самостоятельно составить более-менее полноценный рассказ даже после правильного расположения серии картинок. И ему требуется значительная помощь взрослого.
Надеюсь, теперь стало понятнее про ОНР и ФФНР, и как логопеды приходят к этим двум заключениям.
Не стоит бояться заключения ОНР. Общее недоразвитие речи сглаживается при регулярных занятиях.
Если есть вопросы, пишите их под статьёй, обязательно отвечу.