Найти тему
Киберпоп ТВ

Священник отказал в крещении

  • «9 лет назад, когда я пошла крестить свою дочь, священник сказал, что наши крестные не знают молитв ʺОтче нашʺ, ʺБогородицаʺ, ʺСимвол Верыʺ и отказал».

Удивительно, что 9 лет назад были такие священники, которые принципиально стояли на своем. Сейчас подготовка к крещению всеобщая и обязательная. Если 9-10 лет назад только отдельные храмы так поступали, то сейчас в целых епархиях вводится такая практика. И это правильно. Единственное, что Вас не «отфутболят». Здесь батюшка отказал в крещении, потому что крестный не знает молитв. А что он сам сделал для того, чтобы крестные узнали? Предложил Вам пройти какие-то беседы? Поговорить? Встретиться? Предложил ли он какую-то литературу: почитайте вот это, а через неделю приходите, и мы с Вами тогда поговорим. Или он просто сказал «до свидания», и всё? Если он просто «до свидания» сказал, то не прав, конечно. Он должен был, раз уж он принципиально стоит на этом, обеспечить Вам и научение. И это важно, и это правильно. Научить человека надо с пониманием, со снисхождением к нему. Найти возможность, чтобы как-то научить. Пойти навстречу людям, с христианским пониманием подойти к человеку.

  • «Да как же так?! Вправе он отказать в крещении? Я же знаю молитвы. Я же их все три знаю. Крестный к нам не приходит, я учу дочь сама. Странно как-то. Я думаю, отказать в крещении ― грех. Странно».

Нет. Может, он странно сделал: не предоставил Вам возможности соответствовать, то есть он что-то должен был сделать для того, чтобы Вы знали, какие требования. И речь идет не только о Вас, но и о крестных. Крестные берут на себя ответственность перед Богом и Церковью за ребенка, а сами понятия не имеют ни о Церкви, ни о Боге. У них свое какое-то представление.

Люди приходят в храм с просьбой освятить квартиру. Спрашиваю: почему они хотят, чтобы освятили их квартиру? Они отвечают: «Вы знаете, до нас в ней жили какие-то люди нехорошие, мы боимся, что порча может быть. Какую-то иголку нашли…». Или: «У нас соседи нехорошие». То есть идет отношение нехристианское, какое-то язычество. Но ты понимаешь, что это же совсем всё по-другому делается. Мотивы, которыми они руководствуются, совершенно неверные, нехристианские. Но люди хотят от Церкви что-то получить.

Или приходят покрестить ребенка. Спрашиваешь: «А зачем Вы хотите покрестить?» ― «На всякий случай».— «А что Вы имеете в виду?» ― «Ну, вот, чтобы Господь защищал». Но крещение не для того делается, чтобы Господь защищал. Вы пришли получить от Церкви что-то, но совершенно не учитываете, что Церковь от Вас что-то требует взамен. Что человек должен для того, чтобы получить?

Я могу привести грубую и, может, пошлую параллель, но я думаю, что она правильная. Это как изнасилование, когда мужчина грубой силой просто берет женщину и насилует. Он от нее получил, что хотел. Но он совершенно не учитывает ее интересы. То же самое хотят и с Церковью сделать. «Дайте нам! Покрестите моего ребенка. Как, Вы мне отказали?» Милая моя, а ты подумай: у Церкви тоже есть какие-то пожелания и видение ситуации. А ты соответствуешь этому? Поэтому, конечно, отказал и правильно сделал.

Другое дело, что он должен был предложить Вам: «Давайте поговорим. У нас каждые среду, пятницу, воскресенье проходят беседы. Придите, пообщаемся с Вашими крестными. Месячишко пообщаемся, познакомимся, узнаем, кто Вы, тогда и будем крестить». Так что всё правильно: отказать ― это не грех. Грех ― это когда даешь людям то, чего они вообще не понимают.

Вы уж простите меня. Есть в Евангелии такие слова: «Не давайте святыни псам» (Мф. 7:6). Грубо звучит, но это правильно. Это как раз про наш случай, когда люди приходят с совершенно языческими представлениями, с магическим мировоззрением на Церковь, ее обряды, ее служение. Им надо идти не в Церковь, а к экстрасенсам. А они с таким настроением приходят в храм и говорят: «Дайте нам! Обвенчайте нас». А зачем? Зачем вас венчать, если вы понятия не имеете, что такое церковный брак? Для чего вас крестить, если вы не знаете, что такое крещение, какие у вас будут обязанности, и для чего это вообще делается?

Люди просто привыкли к тому, что можно прийти в храм, сказать: «Я хочу креститься», ― и его крестят. Почему так было? Были советские времена, были гонения на Церковь, и крестили тайно в течение десятков лет. Нельзя было креститься. Договаривались с батюшкой по-тихому покрестить ребеночка. Если об этом узнавали, то могли из партии исключить, с работы снять или другие санкции применить. Если человек в таких условиях хотел покрестить ребенка, то это уже был подвиг. И на этом основании ему не отказывали. А сейчас? Какой это подвиг? Пришли, заплатили денежку: «Покрестите нас». Извините, но правильно этот батюшка сделал.

  • «Поехали по другим церквам с надеждой попасть на крещение, но службы уже прошли. Перед очередной церковью сказали: ʺЕсли здесь не окрестят, значит Бог противʺ. Батюшка в последней церкви выслушал, согрел воды исключительно для нас одних и окрестил. До сих пор благодарна батюшке, дай Бог ему здоровья!»

Вот видите, как хорошо получилось. Хорошо, промыслительно. Нашли своего священника. Замечательно. Я тоже крестился без оглашения, не было никакой подготовки. Там было написано, что надо знать «Отче наш», «Богородицу». Я не знал. Но после крещения я потихонечку выучил и «Отче наш», и «Богородицу», и «Верую».

Другое дело, когда сейчас с благословления священноначалия существует оглашение, то есть во всех храмах крестят только через огласительные беседы. Даже несколько таких бесед проводят. Человек приходит, его записывают, он посещает эти беседы. Ему выдают бумажку, что он их прошел, и роспись ставят.

Расскажу, как это происходит в одной епархии. Беседы могут длиться несколько месяцев. Когда человек в течение этого времени прослушает беседы, почитает Евангелие, его проверяют, вопросы задают. Это не для того, чтобы препятствия строить, а для того, чтобы человек понимал, о чем речь идет. После того, как он все беседы прослушал, если взрослый человек хочет креститься, бывает исповедально-доверительная беседа. То есть он с глазу на глаз со священником общается и кается в своих грехах, только молитва над ним не читается, как на исповеди, потому что он еще не крещен. Но это все-таки считается исповедью. Тайна исповеди на всё это распространяется. Ему подписывается, в конечном счете, что он допущен к крещению.

Взрослых специально крестят отдельно, детей отдельно. Детей крестят где-то в приходских храмах, а взрослых крестят так: специально служится литургия, служит сам архиерей. Называется Крещальная литургия. За счет епархии взрослым людям шьется специальная одежда (белая, длинная) ― крещальные рубахи. Торжественно совершается богослужение, их крестят. Потом новокрещеные в храм вводятся. Идет служба, их торжественно вводят процессией в храм. Присутствуют родственники. Новообращенных торжественно причащают.

А после службы сам владыка приглашает на праздничную трапезу их родственников, друзей, знакомых. И с владыкой вместе, весь клир, идут в трапезную. Их поздравляют и отмечают крещение. Плюс им дают еще подарки. Никаких денег они, конечно, не платят. Наоборот, им дарят Библию, молитвослов. Весь банкет за счет епархии. Вот такая практика.

При этом люди всякими путями ищут себе приемлемые варианты от этих бесед уклониться, найти батюшку, который покрестит, заплатить ему, но только чтобы не париться с беседами: «А мы знаем батюшку, он за 200 долларов крестит. А мы знаем ― за 150». Дело пошло. Пошла писать канцелярия. Потом этого батюшку владыка вызывает на ковер, один раз да второй ему по шее. Но люди ищут легких путей. Им проще заплатить деньги.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.