Найти тему
Сам себе энергетик

Поездка по северной части Золотого кольца. День первый: Москва – Калязин – Углич - Ярославль

Каноническим «Золотым кольцом» называется маршрут Москва – Сергиев Посад – Переславль-Залесский – Ростов Великий – Ярославль (он ещё и столица Золотого кольца) – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва (собственно по причине замкнутости его и называют кольцом). Вроде как официально в состав кольца включён и Углич, и даже Серпухов. Непонятно, почему тогда туда же не включены находящиеся внутри исходного маршрута Александров (не безызвестная Александровская слобода) и Юрьев-Польский, у которых с историческими памятниками тоже неплохо. И чем хуже Серпухова, например Коломна или куда более древний Муром? Поэтому я в своё время стал трактовать «Золотое кольцо» куда шире – это всё междуречье Оки и Волги примерно до линии Калуга – Ржев. По этой классификации в кольцо попало ещё три города планируемой поездки, первым из которых стал Калязин.

При составлении маршрута ставилась задача посетить как можно больше (возможно, даже в ущерб качеству) городов, поэтому катиться туда и обратно по Ярославскому шоссе было как-то не комильфо. Соответственно, в качестве маршрута туда была выбрана дорога Москва – Калязин – Углич – Ярославль. Конечно, так как я в своё время изрядно поколесил по ближнему и дальнему Подмосковью, представление о тверских дорогах, как о, мягко говоря, не очень хороших, имелось. Но всё-таки надеялся на улучшение, благо в остальных регионах эти самые улучшения на лицо. Однако не сложилось. Так что имейте в виду, что окрестности Калязина, как минимум, достаточно проблемны с точки зрения комфортной поездки на автомобиле…

На этом фоне там на удивление неплохие дороги в самом городе, например, в том же Угличе всё строго наоборот.

Да и сам город не сильно-то изменился с момента последнего посещения (лет, наверное, 8 назад). Хотя на самой главной достопримечательности – Никольской колокольне – изменения налицо: появились бетонная отмостка и причал. Естественно, имеются и желающие прокатить до неё. Мы отказались, времени жалко…

Фирменная достопримечательность Калязина – колокольня Никольского собора
Фирменная достопримечательность Калязина – колокольня Никольского собора

В ходе поездки вопрос о необходимости создания водохранилищ, Угличского и Рыбинского, всплывал не раз – в Калязине, Угличе и Рыбинске (благо там вообще посетили музей Мологи). Что тут можно сказать? В середине ХХ века прогресс был напрямую связан с развитием электроэнергетики. Москва, как крупнейший промышленный центр страны остро нуждалась в электричестве. А вот добыть его было достаточно проблемно: на тот момент не было магистральных ЛЭП, способных передавать значительные мощности на большие (тысячекилометровые) расстояния (пределом было напряжение 220 кВ), не было магистральных газо- и нефтепроводов, не было АЭС. Соответственно, источниками электроэнергии могли выступать только ТЭС, работающие на местном (в случае Подмосковья – это торф (Электрогорская и Шатурская ГРЭС) или бурый уголь (Каширская и Сталиногорская ГРЭС)) или привозном топливе (что, как показала практика, чревато потерей поставок – после выхода немцев сначала к Донбассу, а потом и к Волге) или ГЭС. Для сооружения мощных ГЭС в нашей равнинной местности, естественно, придётся иметь дело с затоплением больших территорий. Если с Угличской, можно сказать, что повезло с рельефом, то вот для куда более мощной (320 МВт против 120) Рыбинской, сооружаемой в районе впадения Шексны в Волгу (а чуть выше по течению в Волгу впадала и Молога), пришлось пожертвовать куда большими территориями. Зато ГЭС, пущенные буквально перед самой войной, всю войну обеспечивали электроэнергией не только Москву, но и, например, тот же Ярославль со стратегическим шинным заводом.

Кстати, до сих пор стоят не только сами электростанции, но и воздушные линии (чтобы убедиться в этом, не надо даже съезжать со МКАДа, портальные опоры – как раз с тех времён). Ярославская энергосистема вообще достаточно старая, и довоенные «американки» попадаются частенько и, похоже, именно для совместной работы с ними, ярославские энергетики придумали свои неповторимые опоры-звёзды.

Основные электростанции Подмосковья на 1941 год. Красная линия – примерно соответствует максимальному продвижению немецких войск
Основные электростанции Подмосковья на 1941 год. Красная линия – примерно соответствует максимальному продвижению немецких войск

Естественно, в городе есть и ещё на что можно посмотреть, однако давно сложившееся у меня мнение, что Тверская область безнадёжно проигрывает по части туризма своим соседям, было ещё раз подтверждено.

Схема города до полузатопления
Схема города до полузатопления

Мы же не прошли только мимо памятника, посвящённому Смутному времени. Их понаставили практически во всех мало-мальски значимых исторических местах (под Клушино не видел, разве что) того периода, так что можно приобщаться (благо кое-где они снабжены хорошим и подробным описанием).

Памятник сражению под Калязиным в 1609 году. Птица – скопа, отсыл к командующему русским войском, князю Скопину-Шуйскому
Памятник сражению под Калязиным в 1609 году. Птица – скопа, отсыл к командующему русским войском, князю Скопину-Шуйскому

По дороге в Углич не могли не подъехать к отлично видимой уже на подъезде к Калязину тарелке радиотелескопа.

Радиотелескоп РТ-64
Радиотелескоп РТ-64

Дорога на Углич по качеству оказалась ещё хуже, чем на Москву, но тут делать нечего, пришлось терпеть. В Ярославской области стало получше, но в самом городе с дорогами тоже бардак, накладывающийся ещё и на ремонты.

Угличскую программу начали с посещения музея ГЭС, благо подъехали примерно к открытию.

Угличская ГЭС. Как и Каховская – низконапорная русловая. Но Волга тут совсем не Днепр, поэтому дамбы практически нет
Угличская ГЭС. Как и Каховская – низконапорная русловая. Но Волга тут совсем не Днепр, поэтому дамбы практически нет

Мне, как специалисту, было интересно конечно послушать про быстроту движения тока по трансформаторным станциям, но, в общем, музей очень неплохой и даже местами интерактивный.

Потом, естественно, был Кремль. И там обнаружилась диковинная для меня вещь (всё-таки достаточно давно не катался всерьёз) – это макеты для слабовидящих. QR-коды попадались мне и раньше (впервые, ЕМНИП, в Костроме, в 2014 году), а вот такое увидел впервые.

Модель дворца удельных князей, для слабовидящих людей
Модель дворца удельных князей, для слабовидящих людей

В остальном в кремле, в общем, без видимых изменений. Да, на входе очередной ремонт.

Самый известный житель Углича – царевич Дмитрий
Самый известный житель Углича – царевич Дмитрий

В Угличе туристическая движуха куда сильнее, чем в Калязине. Естественно, это не само по себе, нужно как-то организовать кучу музей обо всём подряд и поставить несколько памятников для создания колорита.

Какой же город без подобных скульптур? Купеческое семейство
Какой же город без подобных скульптур? Купеческое семейство

Не знаю почему, но из многочисленных угличских музеев мои попутчики выбрали музей водки, хотя из четверых – двое малопьющих дам, студентка и школьница. Ну раз выбрали – пошли смотреть. Помещеньице маленькое, но плотно уставленное продукцией…

Современное…
Современное…
Ретро…
Ретро…

Покинуть просто так музей не получилось, во-первых, там в билет входить попробовать, и кое-кто таки попробовал (и потом раскошелился на пару бутылок), а во-вторых, на улице ливануло от души.

В этой поездке закон подлости работал на 100%, по крайней мере, у меня: когда с собой была куртка или зонт – пекло, а стоило их забыть в машине – обязательно дождь. На этот раз, правда, обошлось – быстро кончился.

Производство…
Производство…
Ну и награда за перебор)
Ну и награда за перебор)

После музея погода окончательно испортилась и, благо каких-либо пожеланий больше не было (а посмотреть в Угличе есть на что не только в центре), плюс испортилась погода, мы рванули в сторону основной цели нашей поездки – Ярославля.

Ярославские дороги, по большей части, не ровня тверским. Нельзя сказать, что они идеальные, но удерживать заявленный скоростной режим позволяют легко. Несколько другое дело – сам Ярославль, но об этом в следующий раз…