В 2017 году н.э. археолог из Упсальского университета Шарлотта Хеденшерна-Джонсон опубликовала свое исследование могилы викингов, обнаруженной в Бирке, Швеция, в 1800-х годах н.э., которую она и ее команда повторно посетили. Она утверждала, что то, что раньше считалось могилой воина-викинга, было могилой женщины, что было подтверждено тестами ДНК, и что это доказывает, что женщины-воины-викинги существовали в эпоху викингов (около 790–1100 гг. Н. Э.). Однако претензии Хеденшерна-Джонсон быстро развеялись, когда ее оспорила профессор Джудит Йеш, эксперт не только по викингам, но и по женщинам эпохи викингов, которая указала на многочисленные проблемы с задействованными процедурами и выводами, к которым пришла команда.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории
Мнение Джеша, которое также совпадает с мнением большинства ученых, состоит в том, что не было женщин-воинов-викингов, поскольку это противоречило бы духу викингов. Несмотря на то, что женщины имели равные права с мужчинами (они могли владеть землей, инициировать развод, служить духовенством и вести собственный бизнес), их сфера влияния была в основном внутренней. Женщины заботились о доме, пожилых родственниках и детях, и вряд ли они допускали отказ от этих обязанностей ради того, чтобы присоединиться к мужчинам в бою. Однако скандинавская литература и мифология изображают множество легендарных женщин, которые поступают именно так.
Эти женщины описаны либо в исландских сагах XII и XIII веков н.э., либо в работах Снорри Стурлусона (1179-1241 гг. н.э.) – исландского мифографа, записавшего и сохранившего более ранние норвежские произведения, которые передавались устно, – либо в исторические и полуисторические произведения других писателей, таких как датчанин Саксон Грамматик (ок. 1160–ок. 1220 г. н.э.). Все эти рассказы, конечно, датируются более поздней эпохой викингов и особенно сагами, считаются ненадежными, поскольку они часто связаны с магическими или мистическими событиями, которые не могут быть подтверждены. Тем не менее, они отражают скандинавское восхищение сильной женщиной, которая берет на себя ответственность за то, чтобы получить то, что она хочет, и пойти туда, куда ей заблагорассудится.
Девы щита, валькирии и героини
Самый известный тип смертной женщины-воина, известный из саг, - это дева-воительница, отражение которой в духовном царстве загробной жизни валькирии. Воительницей якобы была женщина, которая брала в руки оружие и доспехи и сражалась в бою вместе с мужчинами. Самый известный рассказ об этом исходит от Саксона Грамматика в его описании битвы при Бровалле (или Бравеллире) (ок. 750 г. н.э., хотя ее историчность подвергается сомнению) в его Gesta Danorum начала 13-го века н.э., где он утверждает, что 300 воительниц сражались для датчан. Валькирии, конечно же, были сверхъестественными женщинами-воинами, которые выбирали мертвых в бою и приводили их в чертог Одина в Валгалле.
Эта концепция сильной женщины-воина воплощена в шведской легенде Blendasägnen, в которой рассказывается о героине Бленде из Смоланда (ок. 500 или ок. 750 г. н.э.), которая спасает свою страну от вторжения датчан, пригласив датских воинов на пир. напоить их и вместе со своей армией женщин убить их всех, пока они спят. Эта история впервые появляется в печати в 17 веке нашей эры, хотя считается, что она намного старше. Проверить его историчность нет никакой возможности, но что касается образа женщины-воина, то в этом нет необходимости. Действительно ли Бленда победила датчан, не так важно, как тот факт, что легенда существует и была достаточно популярна, чтобы ее повторяли. Ясно, что если легенда действительно настолько древняя, скандинавская культура достаточно уважала женщин, чтобы возвысить их до уровня великих героев.
Эту же парадигму можно увидеть в исландских сагах и скандинавских мифах, и она воплощена в десяти скандинавских женских фигурах:
- Скади – богиня охоты и катания на лыжах.
- Фрейя – богиня плодородия, любви и удачи.
- Брюнхильд – валькирия, которая становится смертной, мстит за себя.
- Лагерта – победоносная воительница.
- Хервор — владелец волшебного меча Тюрфинг.
- Фрейдис Эйриксдоттир - исследователь и защитник своей партии.
- Гудрид Торбьярнардоттир - исследователь Северной Америки (Винланд).
- Сигрид Гордая – правила одна, убивала женихов.
- Унн Глубокомыслящая – заселила Исландию, командовала собственным флотом.
- Ольга Киевская – правительница Киевской Руси, отомстила за смерть мужа.
Скади
Скади — дочь великана Тиаци, убитого богом Асгарда Тором. Поскольку у ее отца не было мужчин, чтобы отомстить за него, Скади «взяла шлем и все боевое оружие и отправилась в Асгард, чтобы отомстить за своего отца» (Линдоу, 268). Таким образом, появившись у ворот во всеоружии, она успокаивается предложением асгардцев выбрать себе мужа из их числа, но должна сделать это, только посмотрев им под ноги. Она выбирает того, кто, по ее мнению, будет красивым Бальдром, но им оказывается Ньёрд, бог моря.
Скади любит горы, где она охотится и катается на лыжах, а Ньёрду нравится его темная сырая пещера у воды. Они пытаются найти компромисс, живя в доме друг друга девять дней подряд, но Скади не может этого вынести и оставляет его в своем доме в горах. Возможно, она мать двух самых важных скандинавских богов, Фрейра и Фрейи, но не упоминается, что она принимала участие в их воспитании. После того, как она расстается с Ньордом, она преследует свои собственные интересы, в том числе заводит ряд романов с Одином.
Фрейя
Фрейя — одна из самых популярных богинь скандинавского пантеона, богиня плодородия, удачи, любви, похоти, загробной жизни и защиты. Она едет по небесам в своей карете, запряженной кошками, и щедро отдает человечеству все, что у нее есть. Как богиню плодородия, викинги призывали ее для хороших урожаев, а также для сильных детей и стабильных браков, которые, как считалось, приносили пользу от ее благословений.
Ее связь с войной и сражениями связана с ее царством в загробной жизни. Фрейя возглавляет Фольквангр («Поле людей») и, как говорят, собирает себе половину павших на поле боя; другая половина собрана Одином для Валгаллы. Фолькванг редко упоминается в скандинавской литературе, но из того немногого, что есть, кажется, что Фрейя может также наблюдать, как воины участвуют в вечном бою, или, по крайней мере, есть часть Фолькванга, отведенная для этих состязаний.
Брюнхильд
Брюнхильд (также называемая Брюнхильд, Брюнхильд, Брунгильда или Брунгильда) — валькирия, которая после поддержки не того героя в состязании под надзором Одина становится смертной и заточена в замке за стеной щитов, спит в кольце огонь, пока не спасен чемпионом. Герой Сигурд спасает ее и дарит ей кольцо, обещая жениться на ней, но должен сначала отправиться ко двору короля Гьюки. Жена Гьюки, волшебница, хочет, чтобы Сигурд женился на ее дочери Гудрун, и дает Сигурду зелье, которое заставляет его забыть Брюнхильду.
Волшебница также организует спасение Брюнхильды своим сыном Гуннаром, который затем женится на ней, но Гуннар не может пересечь огненное кольцо. Сигурд принимает форму Гуннара, спасает Брюнхильд, и она выходит замуж за Гуннара, полагая, что именно он ее спас. В споре с Гудрун Брюнхильд узнает, что это Сигурд спас ее, но затем бросил ее, и клянется отомстить им всем. Она убивает маленького сына Сигурда, а затем убивает Сигурда во сне. Когда зажигается его погребальный костер, она прыгает в него и умирает вместе с ним. Когда она едет с ним в загробную жизнь в Хель, она встречает великаншу, которая упрекает ее за ее поведение, но Брюнхильд не раскаивается, говоря, что она и Сигурд теперь будут жить вместе, как и было задумано. Согласно сагам, среди всей этой драмы у них как-то родилась дочь: Аслауг, одна из жен Рагнара Лодброка.
Лагерта
Лагерта (также известная как Ладгерда) известна только из главы IX Gesta Danorum Саксона Грамматика («История датчан»). Легендарный герой Рагнар Лодброк приезжает в Норвегию, чтобы отомстить за смерть своего деда Сиварда и унижение своих жен и родственников от рук Фрё, короля Швеции. Его встречает несколько женщин, одетых как мужчины, которые добровольно помогают ему, и, как пишет Саксон,
... среди них была Ладгерда, опытная женщина-воин, которая, хотя и была девушкой, обладала храбростью мужчины и сражалась впереди среди самых храбрых с распущенными волосами на плечах. Все дивились ее несравненным подвигам, потому что локоны, слетавшие ей на спину, выдавали, что она женщина. (IX).
Рагнар настолько впечатлен ею (он даже приписывает победу именно ей), что решает сделать ее своей женой, но Лагерта выставляет возле своего дома медведя и собаку, чтобы охранять его. Рагнар убивает обоих животных, женится на ней, и у них рождаются две дочери, но позже, когда он вспоминает, как она пыталась натравить на него медведя и собаку, он разводится с ней и женится на другой женщине, Торе. Больше о Лагерте ничего не известно.
Хервор
Хервор - героиня саги о Хервараре 13 века н.э. ok Heidreks, а также имя ее внучки, дочери ее сына Хайдрека. У отца Хервора, Ангантыра, был волшебный меч по имени Тюрфинг, но он был убит на дуэли, и меч был похоронен вместе с ним. Хервор отправляется со своей командой на остров Самсё в районе Каттегат, где похоронен Ангантыр, и вызывает его дух, требуя меч. Призрак ее отца умоляет ее отказаться от своих поисков, но ей не откажут. Наконец, он открывает свою могилу и дает ей волшебный меч.
Меч не приносит своему владельцу ничего, кроме неприятностей, и Хервору предстоит немало приключений, прежде чем он остепенится и женится. Ее сын Хайдрек унаследовал меч, который доставляет ему столько же проблем, сколько и его матери. После его смерти меч переходит к его дочери Хервор, которая погибает в бою. Самая впечатляющая часть саги - это вызов Хервор условностям и отказ отступить на могиле своего отца, пока ей не дадут то, за чем она пришла.
Фрейдис Эйриксдоттир
Фрейдис Эйриксдоттир (ок. 970–ок. 1004 г. н. э.) была либо великой женщиной-воином, либо злой коварной убийцей, в зависимости от того, какую из двух историй о ней читать. Она появляется в «Саге об Эрике Рыжем» (где она - героиня) и «Саге о гренландцах» (злодейка). В «Саге об Эрике Рыжем» Фрейдис, дочь Эрика Рыжего, сопровождает группу в Винланд (Ньюфаундленд, Северная Америка). На них нападает группа туземцев, и члены группы отступают, оставляя Фрейдис одну. Она взывает к ним: «Зачем бежать от таких никчемных существ, толстяков, когда вы, как мне кажется, можете зарезать их, как скотину? лучше любого из вас» (глава 12).Несмотря на то, что она нездорова (возможно, беременна) и одна, Фрейдис выхватывает меч у мертвого товарища и, разорвав на себе рубашку и ударяя себя лезвием в грудь, бросает вызов врагу, который отступить от нее, тем самым спасая свою партию.
В «Саге о гренландцах» она сопровождает своего мужа, его людей и двух братьев / деловых партнеров в Винланд. Она не любит братьев и считает их слишком самонадеянными, поэтому подставляет их, говоря мужу, что они оскорбляли и били ее, и что она разведется с ним, если он не отомстит за оскорбление. Ее муж и его люди убивают братьев и их группу, но не причиняют вреда женщинам, поэтому Фрейдис сама убивает всех женщин топором. Вполне вероятно, что этот второй рассказ, написанный позже первого, является попыткой дискредитировать сильную женскую фигуру из более ранней саги. В отличие от более явно мифологических и легендарных персонажей, о которых говорилось выше, у Фрейдис больше шансов отразить реальное историческое лицо, поскольку все согласны с тем, что эти две саги, в которых упоминается Винланд, помнят реальных людей и события, которые, по крайней мере, частично сохранились в устной традиции.
Гудрид Торбьярнардоттир
Согласно «Саге о гренландцах» и «Саге об Эрике Рыжем», Гудрид Торбьярнардоттир (970/980 г. до н.э.) был одним из первых исследователей Северной Америки. Она была родом из Исландии, но вместе со своим отцом и Эриком Рыжим отправилась заселять Гренландию. В Гренландии умер ее муж, и вскоре после этого она вышла замуж за младшего брата Лейфа Эриксона, Торстейна, и сопровождала своего мужа и зятя в их экспедиции в Северную Америку, где она исследовала Винланд вместе с другими участниками группы.
Торстейн умер там, а Гудрид вернулась в Гренландию, где вышла замуж за Торфинна Карлсефни и через некоторое время вернулась с ним в Винланд, чтобы основать там постоянное поселение. Их сын, Снорри Торфиннссон, был первым европейским ребенком, родившимся в Северной Америке. Как и Фрейдис, Гудрид из саг, вероятно, восходит к реальной исторической личности.
Сигрид Гордая
Сигрид Гордая (ок. 927 — ок. 1014 г. н. э., также известная как Сигрид Надменная, Сигрид Сторрода или Сигрид Тостадоттир) была шведской королевой, отказавшейся жить по чужим правилам. Она была замужем за Эриком Победоносцем, королем Швеции (ок. 970–995 гг. Н. Э.), И после его смерти предпочла править в одиночку. За ней ухаживали Харальд Гренске из Норвегии и Виссавальд из Киевской Руси, но они признали, что оба интересовались ею только из-за ее земли и богатства. Она пригласила их на вечеринку, где после того, как они и их мужчины заснули от слишком большого количества выпивки, она заперла двери зала и сожгла их заживо, чтобы отпугнуть будущих женихов. Ее историчность оспаривается, и поэтому эта пикантная история может быть не более чем легендой.
Печально известный Олаф Трюггвасон (годы правления 995–1000 гг. Н. Э.), Который обратил население Норвегии в христианство с помощью пыток, якобы также искал ее руки, но настаивал, чтобы она сначала обратилась в христианство. Когда она отказалась, он публично дал ей пощечину, и Сигрид поклялась отомстить. Говорят, что затем она вышла замуж за Свейна Вилобородого из-за его связей и власти и организовала битву при Сволдере (около 1000 г. н.э.), в которой Олаф был убит.
Унн Глубокомыслящая
Унн Глубокомыслящая (9 век н.э., также известный как Ауд Глубокомыслящая и Унн- или Ауд Кетилсдоттир) была дочерью Кетила Плосконосого из Норвегии, который бежал в Шотландию после возвышения Харальда Фэйрхейра (годы правления 850-933 гг. н.э.). ) в Норвегии. Когда ее отец и сын Торстейн умерли, она поняла, что ее положение в Шотландии шатко, и отправилась сначала на Оркнейские острова на севере, а затем в Исландию, которую она исследовала, прежде чем осесть. Она командовала командой мужчин, которые были настолько преданы ей, что ни один из них не стал бы заключать брачные контракты, которые могли бы поставить под угрозу собственность или власть Унн.
Она руководила своей семьей и землями на юге Исландии буквально до самой смерти. В день свадьбы своего внука, Олафа Фейлана, она наблюдала за приготовлениями и службой, а затем благородно удалилась в свою спальню, где и умерла во сне.
Ольга Киевская
Ольга Киевская более известна как Святая Ольга (ум. 969 г. н.э.) Киевской Руси. Хотя она определенно понимается как реальная историческая фигура, описание ее раннего правления в качестве регента при ее сыне Святославе I (годы правления 945-972 гг. н.э.) в Русской начальной летописи (составленной около 1113 г. н.э.) содержит ряд мифов. легендарные элементы, которые помещают ее в число легендарных женщин-воительниц-викингов (варягов).
Ольга была женой Игоря Киевского (годы правления 912-945 н.э.), который был сыном Рюрика (годы правления 862-879 н.э.) и приемным сыном Олега Пророка (годы правления 879-912 н.э.). Чрезмерная жадность Игоря привела к его убийству древлянским племенем (племя ранних восточных славян). Впоследствии древляне хотели, чтобы Ольга вышла замуж за их князя Мая, чтобы объединить регион, но Ольга была заинтересована только в том, чтобы отомстить за своего мертвого мужа.
Сначала она потребовала от древлян эмиссаров, которых она обманом заставила доставить «в честь» на лодке к ее резиденции, а затем бросила их в яму и похоронила заживо. Затем она попросила самых мудрых из древлян прийти к ней во дворец и, пригласив их искупаться перед обедом, подожгла бани и сожгла их заживо. Затем она попросила древлян приготовить большие поминки в честь Игоря, позволила всем там напиться и приказала своим солдатам убить их всех.
Последним актом ее мести было изгнание древлян в город Искоростень, где был убит Игорь, а затем осада. Когда она поняла, что не может взять город, то предложила самые легкие условия: потребовала по три голубя и по три воробья с каждого дома. Когда они были доставлены, она приказала своим солдатам прикрепить к когтям серу и выпустить их, а когда они вернулись в свои гнезда в городе, они все подожгли. Весь город был сожжен, а те, кто выжил, были убиты или проданы в рабство, но Ольга пощадила определенное количество людей, чтобы они могли продолжать платить ей дань.
Заключение
Все эти женщины, были ли они активными воинами или сильными женщинами-правительницами, воплощали идеал независимости и личной силы викингов, хотя в основном они были идеализированными женщинами; нет никаких доказательств существования настоящих воительниц. Джудит Йеш отметила, что интерпретация Шарлоттой Хеденшерна-Джонсон могилы шведского воина в Бирке как могилы женщины-воина является симптомом общего увлечения женщин-викингов в 21 веке нашей эры. Она комментирует:
Я всегда думал (и в какой-то степени до сих пор считаю), что увлечение женщинами-воинами, как в массовой культуре, так и в академическом дискурсе, сильно, возможно, слишком сильно, зависит от желаний 20-го и 21-го веков. (Ньюиц, 1)
Хотя это может быть, очевидно, что в прошлом было столь же сильное увлечение, о чем свидетельствуют работы Саксона Грамматика и скандинавские саги. Кажется очевидным, что скандинавская культура достаточно ценила женщин, чтобы не только включать женские божества в свой пантеон, но и приписывать им те же боевые навыки и способность определять свою судьбу, что и мужчинам.
Конечно, в литературе и мифологии многих древних цивилизаций есть сильные женские божества. У греков были свои амазонки и могущественные богини, такие как Афина, а у римлян — ее двойник, Минерва и другие божества, такие как Фортуна, которые решали, удачлив человек или нет в жизни. Тем не менее, настоящие женщины в Греции и Риме не обладали таким же уровнем автономии, как скандинавские женщины. Среди древнейших цивилизаций, поклонявшихся женским божествам, только Египет признавал права женщин наравне с мужчинами.
Однако в скандинавской культуре, даже после прихода христианства, которое печально известно и неоднократно отрицало равенство женщин, женщины не только ценились, но и концептуально возвышались до статуса, которого они сами не могли достичь. Женщина, сварившая эль, никогда не была бы Фрейей или Лагертой, но знание того, что женщины могут быть так высоко почитаемы, вероятно, было бы большим утешением.
Приглашаю подписываться на телеграм канал Истории