К 1930 годам можно уже говорить, что советская литература есть. И всё же... Всё же она недостаточно удовлетворяла и требования партии, и запросы читателей. И вот в 1934 году 17 августа открывается Первый всесоюзный съезд советских писателей.
Журнал "Огонек" разместил очень интересные материалы - почитаем и мы.
Вот с такой обложкой вышел номер 16, посвященный съезду писателей. И тут же знаменитая цитата о писателях - инженерах душ:
В те годы статьи и фотографии часто выходили с разбивкой лозунгами:
Журнал провел заочную конференцию с читателями - берите идеи, пролетарские писатели, отвечайте на запрос!
ЧЕГО Я ЖДУ ОТ ПИСАТЕЛЬСКИХ БРИГАД - объясняет М.М. Куснирович, инженер-прораб на стройке магистрали Москва - Донбасс
После съезда писателей должны появиться новые интересные художественные произведения. Я их жду от тех писательских бригад, которые работают сейчас на площадках строительств и осваиваемых новых заводов.
Из прочитанных за последнее время книг мне понравились ""Энергия" Гладкова и "Время, вперед" Катаева.
ГДЕ НАШ НОВИКОВ-ПРИБОЙ? - спрашивают машинисты паровозного депо станции Калуга Василий Большаков и Алексей Румянцев
Спросили мы как-то одного писателя, почему он не напишет книжку о работе паровозного машиниста или ремонтной бригады на транспорте. Помялся писатель, ди и говорит: у вас, товарищи, в работе романтики нет. Удивительное дело! Новиков-Прибой о тяжелой мучительной кампании - Русско-японской войне - в своем романе "Цусима" сумел так рассказать, что что оторваться от книги нельзя, а товарищ на семнадцатом году революции какой-то особой "романтики" ищет.
Да покопайся он хотя бы в истории нашего Калужского депо - такое раскопает, сам диву дастся!
Очень хотели машинисты, чтобы писатели рассказали о смелости и находчивости машинистов в пути, о том, как работают ремонтники, диспетчеры, о том, чем отличается обычный вагон от пульмановского, как устроены паровозные топки и что такое тормоз Вестингауза.
Ведь стыдно, товарищи, ездите, ездите, а на чем ездите и как - сами не знаете!
У НАС МАЛО ОБОРОННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ! - укоряет Мария Воротникова, лаборантка по цементу 7 дистанции Метростроя
Из своих 23 лет Мария уже шесть лет работает лаборанткой, и поэтому ей особенно интересна и близка оказалась книга Гладкова "Цемент".
Мне очень нравятся произведения, описывающие эпоху Гражданской войны, но оборонной литературы у нас мало. Почему не описать то, что происходило в 1929 году на советско-китайской границе, когда Красная армия отстаивала строительство первой пятилетки. Мне хочется, чтобы история строительства нашего первого большевистского метрополитена была написана так же ярко и увлекательно, как показана переделка деревни в "Поднятой целине" Шолохова.
ПИСАТЕЛИ ПЕРЕД НАМИ В ДОЛГУ - утверждает Прокопий Хунгуреев, председатель облпроса Бурят-Монголии г. Верхнеудинск.
Какие прекрасные слова нашел Бруно Ясенский в романе "Человек меняет кожу" для описания строительства Таджикистана. Наша Бурят-Монгольская республика в этом отношении оказалась пасынком среди национальных литератур Союза.
Кто написал о тех изумительных переворотах, которые происходили и продолжают происходить в нашей столице - Верхнеудинске? Паровозоремонтный завод, строительство мясокомбината - для всего этого не нашлось места на страницах нашей литературы.
ПРОСТО О САМОМ СЛОЖНОМ предлагает писать зав. библиотекой типографии им. Дунаева Е. Сайкина.
Ей не нравится Борис Пильняк - зачем писать чересчур сложным языком? Зачем говорить так запутанно? Рабочие недолюбливают его рассказы. Но вот наконец-то в рассказе "Фабричные девки" он начинает избавляться от излишней вычурности языка. А ещё хотелось бы, чтобы журналы выходили почаще и не запаздывали:
Почему бы , например, "Огоньку" не выходить раз в пятидневку? При более частом выходе там могли бы помещать более крупные вещи: отрывки из больших повестей, маленькие новеллы, которые так любит каждый читатель.
ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ! - заявляет рабочий-проходчик 6 дистанции Метростроя Иван Лапшин.
Ему нравится "Ведущая ось" Ильенкова, история Днепрогэса, "Тихий Дон" Шолохова и "Бронепоезд" Иванова. Из поэтов - Есенин и Безыменский, который недавно написал песню метростроевцев.
Ивану хотелось бы почитать беллетристические книги о борьбе германских рабочих.
Нас живет в комнате восемь человек, шумно, трудно читать. Но я читаю, товарищи писатели, и буду читать. Давайте только больше хороших книг из нашей и зарубежной действительности.
НАМ НУЖЕН ЗДОРОВЫЙ СМЕХ! - объясняет врач клиники нервных болезней I Московского мединститута З. Абрамцева.
Ведь смех наш отдых от напряженной умственной работы! Но в последнее время юмористы нас не удовлетворяют.
Гоголь смеялся горьким смехом, и мы искренне смеялись вместе с ним. Зощенко же в последнее время смеется в одиночестве, мы не можем его поддержать, мы не можем сказать, что он сумел отвлечь нас в мир здорового юмора и иронии, в мир беспечного и радостного, искреннего смеха.
БУМАГУ МЫ ВАМ СДЕЛАЕМ! - обещают рабочие Полотнянозаводской бумажной фабрики Романов, Митюрникова, Пантелеева, Шанин, Балетова и другие.
Мы хотим читать романы, написанные простым языком. Такие произведения, как "Железный поток" Серафимовича, "Неделя" Либединского именно тем и хороши, что написаны просто, ясно. Всем писателям следует брать пример с Горького, у которого самые сложные вещи написаны очень просто.
Хотелось бы видеть журнал "Огонек" напечатанным на хорошей бумаге. Но здесь уже наша вина - бумажников. Мало вырабатываем бумаги. Пишите побольше хороших книг, товарищи, а бумагу мы вам сделаем!
СОВЕТСКИЕ ЖЮЛЬ ВЕРНЫ, РЕБЯТА ЖДУТ ВАШИХ КНИГ! - призывают пионеры города Кондрово.
Хотелось, чтобы наши писатели в своих книгах так же занимательно, как Жюль Верн, описывали бы современные достижения техники - как строятся полярные станции, их работу, историю челюскинцев для ребят, наконец, наши стройки.
Ведь наша жизнь сейчас такая же интересная, как в приключениях Жюль Верна. Писатели должны хорошо нам о ней рассказать.
А у вас есть любимые писатели, творившие в довоенный период, признанные или не признанные властью?
С литературным приветом, Умная Эльза!