Найти в Дзене

Патриарх под портретом Ленина и «Духовная лесная республика»

фото из открытых источников
фото из открытых источников

33 года назад недавно избранный на архиерейском соборе РПЦ патриарх Алексий II посетил Петрозаводск. 14 августа была воссоздана самостоятельная карельская епархия. И тогда же было сделано это фото патриарха Алексия и карельского епископа Мануила, сидящих под портретом Ленина. Сейчас оно воспринимается смешно и парадоксально. 1990 год все-таки...

Впрочем, пользуясь случаем, хочется поразмышлять о том, что столь же парадоксально и восприятие многими церковной истории Карелии. Когда представляют нашу республику, сразу в памяти всплывают Валаам, дорога на Соловки, Кижский ансамбль… В свое время бывший карельский губернатор Андрей Нелидов (впоследствии севший за коррупцию) любил публично рассуждать про «духовную лесную республику». Типа у нас тут «Северный Афон», «скрепы» и все такое прочее.

С одной стороны под этим есть некая объективная реальность. Наши предки любили строить красивые деревянные часовни и писать иконы. Но вот с другой стороны…

Начнем с того, что христианизация будущей территории Карелии прошла весьма поверхностно и пережитки язычества сохранились, можно сказать, до наших дней. Сейчас в республике готовятся официально отмечать 800-летие крещения карелов (Моя публикация об этом - 800-летний юбилей крещения карелов: а было ли событие?).

Однако через 300 лет после этого события, в 1534 году, новгородский архиепископ Макарий пишет нашему любимому и дорогому Ивану Васильевичу Грозному: «Еже мы прияхом от святого великого князя Владимера святое крещение - во всей Руской земли скверные молбища идолские разорены тогда, а в Чуди и в Ижере и в Кореле … скверные молбища идолские удержашася и до царстве великого князя Василия Ивановича… Суть же скверные молбища их: лес и камение и реки и блата, источники и горы и холмы, солнце и месяц и звезды и езера. И проста рещи - всей твари (всему существующему) покланяхуся яко богу и чтяху...»

Затем Карелию затронули события церковного раскола. Те же монахи Соловецкого монастыря после его разгрома царскими карателями укрылись в карельском Поморье. Здесь была и легендарная «Выгореция», пусть и задавленная в конце концов жесткими административными мерами романовской империи.

Как отмечалось в одном из отчетов о состоянии дел олонецкой епархии в 30-е годы ХIХ века, «раскол усилился здесь настолько, что трудно было найти в приходах карельский дом, в котором не было бы раскольников». Впрочем, старообрядчество в Карелии не было единым, раскалывалось на разные толки и самое главное — хотя среди карелов раскол был распространен очень сильно, но он отличался, так сказать, чисто внешним характером…

Цитата из публикации в «Олонецких губернских ведомостях» за 1910 год: «Точно так же спокойно уживаются в карельском доме и последователи различных толков. В этом случае иконы у всех отдельные и поставлены в разных местах, так что члены семьи обедают за одним столом, а молятся по разным углам».

Автор изданной в начале перестройки книги «На путях духовного восхождения», объяснял это тем, что «поверхностные смутные и фрагментарные представления карелов о христианском вероучении исключали фанатизм». Ну как сказать… Видел я людей, рьяно выступающих за РПЦ, которые впадали в ступор после предложения наизусть продекламировать хоть начало «Символа веры» (который вообще-то должен знать любой православный христианин). Так что дело может быть и не в этом, а в том, что Север просто не любит религиозного фанатизма.

А что касается русского Петрозаводска, то уже давно написал, что «наш город рождался вместе с новой эпохой, где уже не было места патриаршеству, где не очень любили мироточение икон («Если Богородицы ещё раз заплачут маслом, то поповские задницы заплачут кровью») зато ценили науку и вообще рациональное знание. Где нужны были не церковные колокола, а пушки. Не жития святых, а «Приемы циркуля и линейки» или «Наука статистическая, или механика». И уже где-то относительно недалеко, по нашим северным меркам, бегал пацан Михайло Ломоносов...»

Нет, это конечно не значит, что тут жили идейные атеисты. Просто традиции скептического отношения к официальной РПЦ, независимости взглядов и свободомыслия складывались на этой территории издавна. Что сказалось и после Октябрьской революции. Как известно, декрет советского правительства «Об отделении Церкви от государства и школы от церкви» и иные меры по отношению к РПЦ встретили хотя и относительно слабое, но все таки сопротивление части верующих, иногда приводившее и к кровопролитию. А вот в Карелии ничего подобного не зафиксировано. Скорее наоборот, как я уже рассказывал, в начале 30-х приходилось наказывать чересчур ретивых деревенских активистов. (ЗА УНИЧТОЖЕНИЕ ИКОН – К ПРИНУДИТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ. ПАРАДОКСЫ 30-Х ГОДОВ )

Ну а в позднесоветское время можно взять такой показатель, как процент крещения новорожденных. Цифр по всем годам у меня нет, но например, в 1974 году по РСФСР он составлял 20,1 %, по УССР – 36,6 %, по БССР – 21,5 %, по Молдавии – 48,3 %. Меньше всего, согласно данным уполномоченных, крещеных было на русском Севере и в Сибири (здесь сильно ощущался дефицит церквей и клириков, крещения особенно часто осуществлялись тайно незарегистрированными священниками). Там цифры 5-7 процентов. А в отдельно взятой Карелии, по данным той же книги «На путях духовного восхождения» в среднем за 60-70-е годы было крещено 2,5 процента новорожденных! Сейчас некоторые авторы пишут, что в целом по стране эти цифры могут быть занижены. Спорить не буду, может и занижены. Но соотношение по регионам дает вполне объективную картину.

Впрочем, и в наши дни Росгвардия регулярно публикует данные о количестве принявших участие в период празднования Рождества и Пасхи. В «мероприятиях», которые обязан посетить любой истинно верующий человек, принимает участие чуть менее 1 процента населения республики. В целом по России обычно процента три, что тоже не густо...

Подводя итоги, констатируем, что нынешние заявления о том, что «весь уклад жизни современной Карелии неотделим от веры, в которой он сформировался», являются не более, чем официальной пропагандой. Да, если подходить объективно, то деятельность РПЦ — это часть многовековой истории Карелии. Но другая часть ее истории, не менее важная — это противостояние населявших ее жителей деятельности официальной церкви, происходившее в той или иной форме.

И напоследок. Когда искал данные статистики по крещению новорожденных, случайно набрел в интернете на вот эту Страшную Правду. Так что может зря я тут все это пишу. Вон оно как все было на самом-то деле!))

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников