Из года в год, из века в век мужчины пытаются всучить женщинам луну с неба, но сделать это становится всё сложнее и сложнее. Женщины становятся прагматичнее, меркантильнее и психологически подкованнее. Они уже не способны оценить полет высокой фантазии и романтическую экзальтированность воздыхателя. Да куда уж нам. Сейчас женщины докатились уже до того, что отказываются вступать в связь после чтения стихов. Безобразие какое-то.
Тем не менее, в фильмах романтичные герои с фантазией всё еще встречаются и всё еще котируются. Они дают женщинам возможность хоть как-то, хоть чуть-чуть компенсировать недостаток определенных эмоций и примириться с блеклым и неромантичным миром фактов и рутины. Но что хорошо в фильме, того в реальности и врагу не пожелаешь. Драма-то хороша на экране или на сцене, ее не обязательно тащить на кухню или в спальню. Хотя это, конечно, вопрос личных предпочтений.
И, как это часто бывает, герой получается невыразимо обаятельным и располагающим исключительно за счет харизмы актера... В жизни обычно фантазеры не настолько хороши, так что и с рук им сходит меньше. Ну, всё правильно, как говорится, что позволено Юпитеру...
Юпитерам в трех фильмах, о которых сегодня пойдет речь, действительно простить можно многое. Но если абстрагироваться от харизмы актеров и посмотреть лишь на модель поведения персонажей, то их романтичная тяга к фантазиям начинает выглядеть не такой уж и романтичной.
Просто фантазер: "Крупная рыба" (Тим Бертон, 2003)
Эдвард Блум (Юэн Макгрегор) не то, чтобы врет или лжет... Нет, он, видите ли, обладает необыкновенным даром рассказчика и чуть-чуть приукрашивает действительность в своих байках. Если познакомился с близнецами, скажет, что они были сиамскими, а если повстречал высокого человека, то объявит, что видел великана. В общем, ничего зловредного.
Фильм призывает зрителя сделать вывод о том, какой этот Эдвард молодец! Не унывает, проявляет фантазию, не теряет детского задора, добавляет в жизнь своих близких ярких красок, остроты и огонька.
Такая линия поведения вызывает социальное одобрение и закрепляется на уровне семейной традиции: сын главного героя берет с отца пример и тоже начинает врать фантазировать.
Эту нравственную высоту парень осилил не сразу: всю жизнь он считал отца лжецом а-ля барон Мюнхгаузен, что крайне осложняло детско-родительские отношения. К сожалению, сын оценил талант отца слишком поздно.
Что касается личных, как любовных, так и дружеских, отношений, то здесь к Эдварду претензий нет. У него есть крайне важное для здоровых, нетоксичных отношений качество: он действует. Он человек дела. Он борется, достигает целей, делает добрые дела, помогает близким и дальним, поддерживает, творит, создает... На фоне его деяний все его россказни об уродцах и фантастических тварях просто легкий десерт после полноценного обеда из салата, первого и второго. Не хочешь, не ешь. Не все любят сладкое, это нормально.
Есть много непечатных слов в русском языке, которые отражают сущность мужчин, любящих приукрасить реальность и сбить с толку увлекательными рассказами... Вот к Эдварду они не подходят. Он всего лишь фантазер, до барона ему далеко...
Тот еще абьюзер: "Тот самый Мюнхгаузен" (Марк Захаров, 1979)
Барон Мюнхгаузен (Олег Янковский), конечно, обаяшка. Но вряд ли это достаточное основание для того, чтобы портить Марте жизнь. Конечно, как психолог, я обязана заявить, что никто не может испортить жизнь другого человека: Марта сама позволила так с собой обращаться. Ну, а как женщина, я Марту понять могу.
Что ж, если мужчина нравится, то очень охотно веришь тому, что его брак пустая формальность, что он обязательно разведется, что еще чуть-чуть и вас обвенчают, если не этот пастор, то двадцать пятый уж наверняка... А время идет. А ничего не меняется.
Кто хочет развестись, тот разводится. А сказки барона очень выгодно оберегают его от этого процесса. Волею случая (счастливого случая!) ходатайство о разводе в принципе было подписано герцогом. Даже и до слушаний дело дошло – вот, гляди, развод у тебя почти в кармане. Но нет, почему-то именно в этот момент и в этой обстановке нужно было устроить спектакль про 32 мая.
Нериторический вопрос: как долго может женщина быть в отношениях, питаясь исключительно надеждой, сказками и обещаниями, которые никто не собирается выполнять? Жизнь показывает, что долго. Очень долго. Я знаю случаи, когда счет шел не на годы, а на десятилетия. Женщины, обладающие хотя бы относительным психологическим благополучием, уходят из таких отношений через неделю, месяц, пару месяце, ну, максимум полгода. Тут уж любишь либо себя, либо этого... "фантазера". Золотую середину здесь не найти. Абьюзеры типа барона компромиссов не приемлют.
Марта пытается как-то сохранить себя, не игнорирует тот факт, что она уже устала, вымотана, измотана... Марта пытается уйти. Но, видимо, ей самой по душе метаться между ролью жертвы и спасательницы, поэтому поставить точку в этих отношениях она не может.
И, думается мне, зря. Потому что то, что устроил барон во второй серии, это уже не та лайт-версия, которой он удовольствовался в первой. Марта, в общем-то, без иллюзий. Когда в тюрьме она говорит Карлу, что готова вернуться, она прекрасно понимает, к чему именно ей предстоит вернуться, и озвучивает это:
– Я... согласна вернуться. Я буду терпеть.
Терпеть или не терпеть тоже вопрос вкусов и личных предпочтений. Хотя мне сейчас (я не про прошлое) и сложно увидеть хоть какие-то аргументы в пользу "терпеть", я не отрицаю, что встречается такой выбор частенько.
Барон с Мартой составили хорошую пару. Она безропотная жертва, а он большой спец по психологическому насилию и манипуляциям. Марта должна говорить только то, что он хочет услышать, а ему всё не то и не то. А момент, когда он вкладывает в руку Марты факел, вообще представляется мне самым отвратительным поступком барона за весь фильм. Как легко, оказывается, можно переложить на женщину ответственность за свою жизнь и за свою смерть, за любое решение, за любые последствия. Чего бы Марте стоило воспользоваться факелом, мы, к счастью, не узнаем и не увидим. Она в этот момент пронзительная и обреченная... Ну, а как ты хотела любить барона... Ничего другого она своим терпением не заработала и не выслужила.
Что интересно, в реальной жизни такой стиль отношений выбирают если и не бароны, то мужчины крайне успешные и состоятельные. "Мюнхгаузены" громче других выступают с пафосными речами о любви и честности. Так что у женщин действительно долго сохраняется вера в то, что терпят они не зря и за их терпение им воздастся. Воздается. Пожизненным абонементом на аттракцион под названием "Терпи дальше, больше и чаще".
Я сам обманываться рад: "Дон Жуан де Марко" (Джереми Левин, 1995)
Очень люблю этот фильм, время от времени пересматриваю в порыве романтического голода, и всё же сказать, что мораль сей басни мне близка, не могу.
Да, Джонни Депп в 32 совсем не тот, что в 60, так что можно и просто понаслаждаться картинкой. Дон Жуан де Марко получился на любителя, но весьма обольстительным. А вот уровень его фантазий выходит на совершенно новый уровень.
Парень врет больше всего... самому себе. Так что наибольший интерес в фильме вызывают не отношения величайшего любовника в мире с его женщинами, а пациента со своим психиатром (Марлон Брандо). Да-да, тут дело дошло даже не до психотерапевта, всё гораздо серьезнее... вплоть до медикаментозного лечения.
На что не пойдешь ради романтики? На мой вкус, создатели фильма перегнули в этом вопросе палку. Опытный психиатр приходит к выводу о том, что его пациент совершенно здоров... вернее, он болен, но исключительно "романтичностью".
Парень, который возомнил себя Дон Жуаном, оказывает на доктора такое невероятное влияние, что тот выписывает его из клиники да еще и сам "заражается" тягой к романтике, возвращая ее в отношения с женой. В общем, романтика forever.
Так-то красиво... Но дилемма намечается нешуточная: быть единственной и любимой у какого-нибудь замухрышки с посредственной потенцией или быть 2014-ой зато у Дон Жуана, владеющего искусством доставления неземного наслаждения и незабываемого блаженства? Тут еще и подумаешь.
Из трех фантазеров этой подборки самым безобидным и даже психологически адекватным мне представляется Эдвард. Тем более, что таких я в реальной жизни не встречала, поэтому он мне представляется меньшим злом из трех.
А как вы относитесь к мужским фантазиям?