Найти в Дзене
Люди в окнах

Что делать, когда вы выступаете с речью или презентацией, а вас никто не слушает

Как бы вы ни готовились к выступлению, какими бы яркими ни были первые слова вашей речи, вы можете постепенно терять внимание аудитории. Что делать в этом случае? Как не только не сбежать за кулисы со словами «Ой, все», но и использовать неожиданности или потерю внимания для того, чтобы сделать вашу речь убедительнее и ярче? На эти вопросы отвечает постоянный колумнист «Окон» Лариса Зорина, бизнес-тренер, тренер по ораторскому мастерству, коуч спикеров TEDx. Слово Ларисе. Вампиры внимания Причины, по которым слушатели теряют интерес к выступлению, могут быть разными. От душного помещения, в котором сложно слушать даже интересных спикеров, до внезапного события, которое может частично или полностью завладеть вниманием аудитории. Чаще всего такое событие связано с негативом. Однажды я вела нашу игру «Риторический покер» для топ-менеджеров сети ресторанов. В перерыве пришла новость об очередном карантине, который, как вы помните, сильно бил по их бизнесу. Мне было трудно собрать внимани
Оглавление

Как бы вы ни готовились к выступлению, какими бы яркими ни были первые слова вашей речи, вы можете постепенно терять внимание аудитории. Что делать в этом случае? Как не только не сбежать за кулисы со словами «Ой, все», но и использовать неожиданности или потерю внимания для того, чтобы сделать вашу речь убедительнее и ярче? На эти вопросы отвечает постоянный колумнист «Окон» Лариса Зорина, бизнес-тренер, тренер по ораторскому мастерству, коуч спикеров TEDx. Слово Ларисе.

Вампиры внимания

Причины, по которым слушатели теряют интерес к выступлению, могут быть разными. От душного помещения, в котором сложно слушать даже интересных спикеров, до внезапного события, которое может частично или полностью завладеть вниманием аудитории. Чаще всего такое событие связано с негативом.

Однажды я вела нашу игру «Риторический покер» для топ-менеджеров сети ресторанов. В перерыве пришла новость об очередном карантине, который, как вы помните, сильно бил по их бизнесу. Мне было трудно собрать внимание слушателей обратно.

Бывает, аудиторию отвлекает так называемый «вампир внимания». Это посторонний звук, помеха, что-то, что переключает слушателей на себя. В этой ситуации важно не игнорировать то, что происходит, а постараться обыграть это «событие», включив его в ваше выступление.

-2

Например, иронично прокомментировать: «От нашей энергии даже вешалки падают». Еще вариант — рассказать случай из жизни на тему происшествия.

Так сделал Стив Джобс, когда во время важной презентации у него не включился кликер (переключатель слайдов), и, пока его чинили, Стив держал внимание аудитории яркой историей из студенческого прошлого, тоже связанной с техникой.

Спросите аудиторию

Неожиданности — это не самое страшное, что может случиться во время выступления. Гораздо хуже, если вы видите, что ваша речь «не попала» в аудиторию.

Например, как-то раз я готовилась выступать в бизнес-акселераторе МГУ. Я придумала вопросы, которые были призваны показать, что у меня и аудитории много общего: я сама предприниматель и выпускница МГУ. Однако оказалось, что МГУ закончили единицы из присутствующих, а предпринимателей в зале оказалось и того меньше. В основном передо мной сидели студенты других вузов, которые пришли прокачать навыки перед выходом в бизнес-жизнь. Подачу материала пришлось перестраивать на ходу: благо эти вопросы были лишь малой частью вступления. Однако понервничать мне пришлось знатно.

-3

В подобном случае можно начать диалог с аудиторией, чтобы через уточняющие вопросы, связанные с темой выступления, выяснить, какая информация будет более актуальной для слушателей. При этом важно не забывать о цели выступления: вопросы должны быть связаны с ней.

Возвращаем внимание

Есть несколько классных приемов, чтобы вернуть внимание аудитории.

-4

Первый — «Смена декораций»: показать то, что прежде было скрыто. Например, Оскар Хартман во время выступления в Ассоциации спикеров внезапно одернул серую ткань, под которой оказались его картины. Люди в зале совершенно этого не ожидали, так как даже не обратили внимание на то, что на сцене что-то стоит.

Еще вариант — прием «Передвижение по сцене»: пройдитесь от одного края сцены к другому, сойдите со сцены «в народ», и внимание аудитории вам обеспечено!

Прекрасный способ взбодрить аудиторию — техника «Вопрос-ответ», когда вы не просто повествуете, а задаете вопрос и сразу на него отвечаете. «С чем же это связано? — Связано это с тем, что…» Наш мозг всегда просыпается, слыша вопросительную интонацию, и начинает автоматически подбирать ответы, даже если не надо отвечать вслух. С помощью вопросов можно держать аудиторию в бóльшем тонусе, чем с помощью простого повествования.

Примерно так же работают фразы «Вспомните что-то» или «Представьте что-то». Мозг реагирует на подобные побуждающие слова — человек начинает искать образы и вовлекается в вашу речь. Иногда можно попросить слушателей сделать что-то, например найти глазами какой-нибудь предмет в комнате, встать и сделать упражнение или что-то передать в зал (просите одного человека — включаются все).
Ну и наконец старый добрый Powerpoint может стать отличным помощником. Главное, не перегружайте слайды кучей букв, а используйте яркие, выразительные картинки к своим словам. Чем интереснее слайды, тем лучше — при их переключении публика будет ждать, что новенького вы покажете. Вовлечение обеспечено!

Спасибо Ларисе за полезную статью! От себя хочу добавить: готовьтесь не только выступать, но и импровизировать, тут главный помощник — это практика. За ней приходите на риторические игры Лаборатории публичной речи и коммуникаций «Step2Future», которой руководит Лариса.