Найти тему
БИТ

Гибель "Камбалы"

Подводная лодка «Камбала» была построена судостроительным заводом Круппа в Киле вместе с однотипными ей лодками "Карп" и "Карась".

Основные характеристики данных подводных лодок были следующие: водоизмещение надводное 200 т, подводное — 234 т, длина 129 футов, ширина 8 футов 10 дюймов, скорость погружения 5 мин. Скорость надводная 11 узлов, район 1000 миль, скорость подводная — 9 узлов, район — 27 миль.

Подводная лодка "Камбала"
Подводная лодка "Камбала"

Минное вооружение — 1 носовой минный аппарат.

Корпус состоял из 7 частей. Каждая была сделана из сварных листов и не имела шпангоутов, отдельные части соединены болтами. Входных люков 3: носовой — для погрузки мин, в боевой рубке и в командном помещении. Балластных наружных цистерн, расположенных между двойным корпусом, 7: 3 в носу, 2 по бокам машинного отделения и 2 в кормовой части.

Для надводного хода служили 2 керосиновых двигателя системы Кертинга, по 250 л. с.

Для подводного хода сзади их поставлены 2 электромотора, по 200 л.с. с питанием от батареи аккумуляторов системы Кизерицкого.

При погружении лодки, остаточная плавучесть уничтожается парой горизонтальных рулей.

Для откачивания внутренних цистерн были поставлены помпы, а внешний балласт продувался сжатым воздухом.

На лодке имеелся откидной киль 3,5 тонны весом как спасательное средство.

Все три лодки были окончательно построены осенью 1907 г. и после приемных испытаний совершили самостоятельный переход из Киля в Либаву, где до зимы производили практические погружения и плавание. В мае 1908 г. лодки в разобранном виде были перевезены по железной дороге в Севастополь, а к концу лета они были собраны и вступили в состав Черноморского флота.

В следующем году «Камбала» погибла от столкновения с линейным кораблем «Ростислав» при производстве ночной атаки и затонула в 4 милях от Севастополя, на глубине 29 саженей.

Обстоятельства гибели были следующие:

Ночью 30 мая лодка вышла из Севастополя и должна была атаковать эскадру, идущую по Инкерманскому входному створу. «Камбала» шла в полуподводном состоянии, имея наполненным внешний балласт. Командир лодки лейтенант Аквилонов находился на рубке лодки и управлял ей, пользуясь переговорными трубами. Внутри лодки находились: начальник отряда капитан второго ранга Белкин 2-й, мичман Тучков, кондуктор Сальников и 18 человек команды.

Лодка атаковала головной корабль эскадры «Пантелеймон». Пройдя по борту последнего в близком расстоянии, командир лодки неверно положил руль. «Камбала» пересекла строй, и линейный корабль «Ростислав» протаранил её позади рубки. Лодка немедленно пошла ко дну. Подобран в бесчувственном состоянии из воды был только командир, а остальные все погибли.

На следующий день были спущены охотники водолазы, но без принятия должных и необходимых на такой глубине мер предосторожности. Вследствие этого один из лучших водолазов, Бочкаренко, в тот же день скончался от паралича сердца. Дальнейшие спуски 6ыли прекращены. Попытки приподнять лодку тралом или стащить ее с места не имели успеха. Тогда с Балтийского моря был командирован для подъема лодки начальник Водолазной школы капитан второго ранга М.К. фон-Шульц. Прибыв в Севастополь в июне, он приступил к подготовке водолазов к спускам на большую глубину, подходя к ней постепенно. Когда водолазы были достаточно натренированы, они завели на носовую часть лодки подъемные концы, прикрепленные к полунагруженному кессону. Из последнего откачивалась вода, и когда лодка отделялась от грунта, кессон передвигался на более мелкое место до тех пор, пока лодка не касалась грунта. Тогда кессон снова затапливался, концы обтягивались, лодка снова передвигалась, и этот маневр повторялся до тех пор, пока она не была подтянута вплотную к кессону.

9 сентября того же года кессон с носовой частью лодки был отбуксирован в сухой док, где из неё были извлечены трупы четырнадцати погибших. Из-за наступавшего периода свежих осенних ветров, от подъема кормовой части лодки отказались .

Памятник морякам подводной лодки "Камбала" на братской могиле
Памятник морякам подводной лодки "Камбала" на братской могиле

29 мая 1912 г. на братской могиле был освящен памятник погибшим.