Как всем (наверное) очевидно, это лето прошло для Гриши под знаком "самостоятельность". Так или иначе, с разных сторон, разными средствами, в его жизнь пришло больше, больше, больше самостоятельности.
Не могу сказать, что это было продумано. Нет... Я вообще ничего не могу планировать далеко. Почему? Потому что запланирую... а оно не выстраивается никак. И мне грустно, мягко говоря. Мне сильно-сильно грустно. А это лишает сил. А это уж совсем не продуктивно.
Поэтому нет. Ничего такого я не планировала. Оно само.
Но всё равно, если отстраниться и посмотреть на всё, что мы делали летом, работало именно на самостоятельность.
И сейчас немного раскрою тему еды.
С весны рацион Гриши не расширился фундаментально. Но и цели такой я не ставила. Считаю, что он сбалансированно питается. И у меня не было сил продолжать бои за еду "ради искусства". В этом моменте была пауза.
Но не пауза в другом.
С весны, как устаканилась его еда и время приёма пищи (Кто не помнит, Гриша ж с 18 февраля вроде как худеет-стройнеет.), я начала отдавать ему приготовление пищи)))
Ничего хитрого там нет. В основном просто достать из холодильника контейнеры, положить на тарелку, разогреть в микроволновке. Нарезать огурец. Яйца варёные почистить. И всё.
До этой весны Гриша или просил приготовить ему обед-ужин, или лез в холодильник и тащил, что мог съесть.
Весной тоже просил приготовить. Но постепенно я начала отдавать ему одно-другое. И в итоге отдала всё. Завтрак и обед он себе готовит-собирает сам. Ужин пока не может целиком сделать. Но мы к этому движемся.
Обращаю внимание заинтересованных, я не встала однажды утром и не сообщила Григорию "всё, теперь ты сам будешь готовить себе еду, вырос." Нет...
Весь процесс был разбит на шаги.
В начале он резал себе огурцы, которые ест с каждым приёмом пищи, потом начал чистить яйца, потом ещё что. И так шаг за шагом. Как бы случайно, как бы "помоги мне". А потом однажды я сказала ему "иди готовь завтрак".
Гриша: - Я? Сам?
Я: - А ты не можешь?
Гриша: - Могу.
И всё...
Он, правда, мог. И знал это.
---
С обедом сложнее. Он как-то до этой весны не грел ничего систематически в микроволновке. Любящие (безголовые) родители делали это за него... Но время пришло и начал греть. Естественно, ничего сложного в процессе "достань из контейнера нагетсы, положи на тарелку, достань из другого контейнера гречку, положи на тарелку, поставь в микроволновку, включи, нагрей, достань (не обожгись) - ничего нет". И трудности тут в голове у родителей, конечно...
Но тут сильно помог Румпель... Это было как бы само собой, случайно. Вот пришли мы с прогулки с Гришей, а мне надо гулять с Румпелем (да, это были времена, когда вместе мы гулять не могли). И я быстро Грише объясняла в стиле "это туда, это сюда". Всё...
---
Какие нюансы есть в этой истории.
- Главный. Не выхватить у него всё и не сделать завтрак-обед за 5 минут, а заранее закладывать минут 30 на то, что "Гриша готовит завтрак".
Я не преувеличиваю... Иногда он может одно яйцо чистить минут 10...
И... это раздражает. Сильно...
Но... если понимать, что сейчас Гриша не просто тормозит, но учится быть самостоятельным, то и 30 минут не жалко.
Просто их надо закладывать. И всё...
С обедом так же.
- Я не знаю, как... переступить через свой страх перед плитой и Гришей... Я понимаю, что это мой страх... Но...
Он умеет зажигать газ. Умеет греть чайник, выключать газ. Но... вот пожарить от начала до конца яйцо... гм... (Запись конца лета. С тех пор всё изменилось.)
Почему у меня страх? Потому что я знаю, что, если я научу Гришу жарить яйца (пользоваться плитой), то он будет правомерно считать, что он это умеет. И будет это делать. Один. Сам... И здесь мне очень страшно... И я даже не знаю, как можно преодолеть этот страх. Думала, может... ему отдельно приобрести индукционную плитку. Но это как-то странно... Отдельная плита для Гриши? Или нет. Не знаю.
---
Что я вижу в этом позитивного, кроме очевидного?
Сознательность. Полная автономность. И понимание этой автономности. Гриша реально теперь отвечает за приготовление себе завтрака и обеда. Никто ему не напоминает. Если он забывает, что в 12 надо идти обедать, никто не говорит "иди ешь". Я специально жду, когда вспомнит. Вспоминает. Идёт и готовит себе еду... Гм...
Конечно, когда у нас расписание и планы, то я ему напоминаю про обед, если забыл. И если долго делает завтрак, пихаю в плечи, чтобы поторопился. Но только словесно)
Всё.
Вот такой процесс мы провернули летом.
Главное, на мой взгляд, понять, что всё это, контроль ребёнка над своей едой - отдельное дело. И относиться к нему надо, как к уроком. А не "быстро-быстро давай поедим". Нет... Быстро-быстро может не получиться.
П.С. А осенью мы пошли дальше, но это другая история.