Найти тему
Аутизм и школа

Гриша и самостоятелное приготовление еды.

Как всем (наверное) очевидно, это лето прошло для Гриши под знаком "самостоятельность". Так или иначе, с разных сторон, разными средствами, в его жизнь пришло больше, больше, больше самостоятельности.

Не могу сказать, что это было продумано. Нет... Я вообще ничего не могу планировать далеко. Почему? Потому что запланирую... а оно не выстраивается никак. И мне грустно, мягко говоря. Мне сильно-сильно грустно. А это лишает сил. А это уж совсем не продуктивно.

Поэтому нет. Ничего такого я не планировала. Оно само.

Но всё равно, если отстраниться и посмотреть на всё, что мы делали летом, работало именно на самостоятельность.

И сейчас немного раскрою тему еды.

С весны рацион Гриши не расширился фундаментально. Но и цели такой я не ставила. Считаю, что он сбалансированно питается. И у меня не было сил продолжать бои за еду "ради искусства". В этом моменте была пауза.

Но не пауза в другом.

С весны, как устаканилась его еда и время приёма пищи (Кто не помнит, Гриша ж с 18 февраля вроде как худеет-стройнеет.), я начала отдавать ему приготовление пищи)))

Ничего хитрого там нет. В основном просто достать из холодильника контейнеры, положить на тарелку, разогреть в микроволновке. Нарезать огурец. Яйца варёные почистить. И всё.

До этой весны Гриша или просил приготовить ему обед-ужин, или лез в холодильник и тащил, что мог съесть.

Весной тоже просил приготовить. Но постепенно я начала отдавать ему одно-другое. И в итоге отдала всё. Завтрак и обед он себе готовит-собирает сам. Ужин пока не может целиком сделать. Но мы к этому движемся.

Обращаю внимание заинтересованных, я не встала однажды утром и не сообщила Григорию "всё, теперь ты сам будешь готовить себе еду, вырос." Нет...

Весь процесс был разбит на шаги.

В начале он резал себе огурцы, которые ест с каждым приёмом пищи, потом начал чистить яйца, потом ещё что. И так шаг за шагом. Как бы случайно, как бы "помоги мне". А потом однажды я сказала ему "иди готовь завтрак".

Гриша: - Я? Сам?

Я: - А ты не можешь?

Гриша: - Могу.

И всё...

Он, правда, мог. И знал это.

---

С обедом сложнее. Он как-то до этой весны не грел ничего систематически в микроволновке. Любящие (безголовые) родители делали это за него... Но время пришло и начал греть. Естественно, ничего сложного в процессе "достань из контейнера нагетсы, положи на тарелку, достань из другого контейнера гречку, положи на тарелку, поставь в микроволновку, включи, нагрей, достань (не обожгись) - ничего нет". И трудности тут в голове у родителей, конечно...

Но тут сильно помог Румпель... Это было как бы само собой, случайно. Вот пришли мы с прогулки с Гришей, а мне надо гулять с Румпелем (да, это были времена, когда вместе мы гулять не могли). И я быстро Грише объясняла в стиле "это туда, это сюда". Всё...

---

Какие нюансы есть в этой истории.

  • Главный. Не выхватить у него всё и не сделать завтрак-обед за 5 минут, а заранее закладывать минут 30 на то, что "Гриша готовит завтрак".

Я не преувеличиваю... Иногда он может одно яйцо чистить минут 10...

И... это раздражает. Сильно...
Но... если понимать, что сейчас Гриша не просто тормозит, но учится быть самостоятельным, то и 30 минут не жалко.

Просто их надо закладывать. И всё...

С обедом так же.

  • Я не знаю, как... переступить через свой страх перед плитой и Гришей... Я понимаю, что это мой страх... Но...

Он умеет зажигать газ. Умеет греть чайник, выключать газ. Но... вот пожарить от начала до конца яйцо... гм... (Запись конца лета. С тех пор всё изменилось.)

Почему у меня страх? Потому что я знаю, что, если я научу Гришу жарить яйца (пользоваться плитой), то он будет правомерно считать, что он это умеет. И будет это делать. Один. Сам... И здесь мне очень страшно... И я даже не знаю, как можно преодолеть этот страх. Думала, может... ему отдельно приобрести индукционную плитку. Но это как-то странно... Отдельная плита для Гриши? Или нет. Не знаю.

---

Что я вижу в этом позитивного, кроме очевидного?

Сознательность. Полная автономность. И понимание этой автономности. Гриша реально теперь отвечает за приготовление себе завтрака и обеда. Никто ему не напоминает. Если он забывает, что в 12 надо идти обедать, никто не говорит "иди ешь". Я специально жду, когда вспомнит. Вспоминает. Идёт и готовит себе еду... Гм...

Конечно, когда у нас расписание и планы, то я ему напоминаю про обед, если забыл. И если долго делает завтрак, пихаю в плечи, чтобы поторопился. Но только словесно)

Всё.

Вот такой процесс мы провернули летом.

Главное, на мой взгляд, понять, что всё это, контроль ребёнка над своей едой - отдельное дело. И относиться к нему надо, как к уроком. А не "быстро-быстро давай поедим". Нет... Быстро-быстро может не получиться.

П.С. А осенью мы пошли дальше, но это другая история.

Гриша: - Внутренний покой...
Гриша: - Внутренний покой...