Итак, Прекрасный Царь обезьян, приобретя необходимые знания, возвратился домой. Первое, чем он занялся по возвращении, это военные упражнения, которые ежедневно стали выполнять все его подданные. Сунь Укун научил их вести наступление и отступление, строить заграждения, нести дозорную службу. Но беда была в том, что у обезьян совсем не было оружия. Но Сунь Укун знал, что в соседней стране Аолайго есть большие города с многочисленным населением и сильными войсками, где наверняка можно достать оружие. Туда он и решил отправиться. Он вскочил на облако и через несколько минут очутился по ту сторону моря. Там он действительно увидел большой город со множеством домов и улиц.
«Да, здесь наверняка можно купить разное оружие, - подумал Сунь Укун. – А впрочем, зачем покупать? Ведь я теперь владею магией!»
Подумав так, он произнёс заклинание, и в тот же миг поднялся сильнейший ветер, началась страшная буря. Люди в панике побежали в свои дома, стали закрывать окна и двери.
Тем временем Сунь Укун направился прямиком в царский дворец. Там он быстро отыскал арсеналы, которые действительно были до верху заполнены разными видами оружия. Чего там только не было: и мечи, и сабли, и боевые топоры, и секиры, и копья, и луки, и арбалеты, и многое другое. Глядя на всё это, Сунь Укун пришёл в восторг, но подумал:
- Одному мне всё это не унести.
Пришлось снова прибегнуть к волшебству. Он выдернул у себя пучок шерсти, разжевал её, выплюнул и произнёс заклинание. После чего крикнул:
- Превращайтесь!
В тот же миг появились тысячи маленьких обезьян, которые наперебой стали хватать оружие. Арсенал быстро опустел.
После этого все они взобрались на облако, и вскоре подлетели к Горе цветов и плодов. Находящиеся возле своей пещеры обезьяны вдруг услышали вой ветра и в воздухе увидели бесчисленное множество существ, которые визжали и кричали. В страхе обезьяны попрятались кто куда. Но тут к ним спустился Сунь Укун и вернул на место выдранный клочок шерсти. Сложив в кучу всё оружие, он крикнул:
- Ну-ка, ребята! Идите, разбирайте оружие!
Выглянув из своих укрытий, обезьяны увидели, что, кроме их повелителя, никого больше нет. Тогда они очень обрадовались и стали рассматривать мечи, копья и арбалеты. Каждый выбрал себе оружие. Единственный, кто не мог подобрать себе оружие по душе, был сам Прекрасный Царь обезьян. Тогда он решил отправиться во дворец Дракона Восточного моря и попросить что-нибудь подходящее для себя.
Дворец повелителя драконов находился на дне моря прямо под Горой цветов и плодов, где жил Сунь Укун. Поэтому, не откладывая дела в долгий ящик, Царь обезьян произнёс заклинание, которое должно было предохранить его от действия воды, и нырнул в воду. Вскоре он достиг дна Восточного моря. Там его остановил дозорный.
- Кто вы такой? – спросил он.
- Неужели ты не знаешь меня? - удивился Сунь Укун. - Ведь я праведник с Горы цветов и плодов по имени Сунь Укун и прихожусь, можно сказать, ближайшим соседом вашему Царю драконов.
Дозорный мигом бросился в хрустальный дворец и доложил о нём своему повелителю. Царь драконов Восточного моря Ао Гуан поспешно поднялся и в сопровождении креветок - солдат и крабов - генералов вышел навстречу Сунь Укуну, пригласил его во дворец, где Царя обезьян усадили на почётное место и поднесли ему чаю.
- Могу я узнать, зачем вы прибыли ко мне? - спросил Царь драконов.
- Я давно уже слышал, уважаемый сосед, - ответил Сунь Укун, - что в покоях вашего дворца хранится много волшебного оружия. И вот сейчас я прибыл сюда только для того, чтобы попросить у вас что-нибудь из этого оружия для себя.
Царь драконов не решился ему отказать и велел командиру-окуню принести огромный меч. Но Сунь Укуну меч не понравился.
- Может, дадите мне что-нибудь другое? – попросил он.
Тогда Царь драконов велел принести боевые вилы с девятью зубцами. Сунь Укун схватил вилы, помахал ими и воскликнул:
- Нет, они слишком лёгкие! Очень прошу вас, дайте мне что - нибудь другое.
- Уважаемый бессмертный! - возразил смеясь Царь драконов. - Да вы разве не видите, что в этих вилах три тысячи шестьсот цзиней весу (почти две тонны).
- Все равно они мне не годятся, - повторил Сунь Укун.
Тут Царь драконов растерялся и приказал доставить огромную алебарду весом в семь тысяч двести цзиней (3600 кг). Но и алебарда не устроила Царя обезьян.
Царю драконов стало страшно.
- Это самое тяжелое оружие, которое есть в моем дворце. – сказал он. - Больше мне нечего вам предложить.
- А вы поищите-ка получше, - засмеялся Сунь Укун, - и если найдется что-нибудь подходящее для меня, то я в долгу не останусь.
- Что ж, - сказал Царь драконов, - у меня есть ещё волшебное железо, которым был утрамбован Млечный Путь. Сам великий Юй устанавливал с его помощью глубину рек и морей. В последние дни от него исходит какое-то странное сияние.
- Ну-ка, принесите его мне, я посмотрю, - попросил Сунь Укун.
- Да что вы! - замахал руками Царь драконов. - Оно такое тяжелое, что его и с места не сдвинуть. Вы сами пойдите посмотрите.
И Царь драконов привел Сунь Укуна в сокровищницу моря. Тут вдруг в глаза им ударил блеск множества золотых лучей.
- Вот здесь оно и лежит! - сказал Царь драконов, указывая на то место, откуда исходило сияние.
Сунь Укун подобрал полы своего халата, сделал несколько шагов вперед и, приблизившись к предмету, пощупал его. Оказалось, что это большой железный столб, толщиной с бадью и длиной свыше двух чжан (около 6м). Сунь Укун поднатужился и схватил его обеими руками.
- Длинноват, пожалуй, да и объемист! - сказал он. - Если бы чуть покороче и потоньше, вот было бы хорошо!
Не успел он закончить, как железный столб уменьшился в объеме и стал короче. Сунь Укун прикинул, сколько он весит, и опять сказал:
- Еще бы чуточку потоньше!
И подумать только! Столб снова уменьшился, чем доставил Сунь Укуну огромное удовольствие. Сунь Укун вытащил его и стал рассматривать. Столб был сделан из черного железа, по краям сверкали золотые обручи. На одном из них выделялись выгравированные иероглифы: «Посох исполнения желаний с золотыми обручами. Весит 13 500 цзиней (около 7тонн)», - гласила надпись.
Сунь Укун остался очень доволен и решил: «Это как раз то, что мне нужно».
По дороге во дворец Сунь Укун начал проделывать с посохом всякие чудеса, показывал различные приемы, и так напугал всех, что Царь драконов дрожал от страха, а у принцев душа ушла в пятки. Напуганные черепахи втянули головы, рыбы же, крабы и креветки попрятались кто куда мог.
Придя в хрустальный дворец, Сунь Укун уселся и, не выпуская из рук своего сокровища, с улыбкой обратился к Царю драконов:
- Я вам очень благодарен, уважаемый сосед, за вашу доброту.
- Ну что вы, стоит ли говорить об этом.
- Слов нет, этот кусок железа мне очень нравится, - продолжал Сунь Укун, - однако я хочу попросить вас еще об одном. Может быть, у вас найдется какой-нибудь наряд для меня, а я за все сразу уж и отблагодарю вас.
- Вот уж таких вещей у меня действительно нет, - отвечал Царь драконов.
Но Сунь Укун сказал на это:
- Знайте же, что я не уйду отсюда, пока не добьюсь своего.
- Вы бы отправились в другое море, быть может, вам удастся там найти то, что нужно, - посоветовал Царь драконов.
- Говорят: «Лучше остановиться в одном доме, чем бегать зря по трем», - возразил Сунь Укун. - Я еще раз очень прошу вас найти для меня что-нибудь.
- Но право же, у меня ничего нет, - продолжал уверять Царь драконов.
- Так вы говорите, что у вас действительно ничего нет? - с угрозой в голосе сказал Сунь Укун. - Ну что ж, тогда мне придется испробовать на вас это железо.
- Постойте, великий бессмертный, не надо драться, - поспешно заговорил Царь драконов. - Я посмотрю, нет ли чего-нибудь у моих братьев. Тогда, может быть, я и смогу удовлетворить ваше желание.
- А где ваши братья? - поинтересовался Сунь Укун.
- Мои братья – драконы Южного, Северного и Западного морей. Я прикажу ударить в металлический барабан и золотой колокол, и они тут же явятся сюда.
И действительно, не успел крокодил ударить в колокол, а черепаха в барабан, как три царя-дракона, встревоженные этими звуками, немедленно явились на зов. Хозяин встретил их около дворца и объяснил, в чём дело.
- Да как он смеет! - вскипел от гнева дракон Ао Цинь. – Надо привести сюда войска и схватить его!
- Теперь, когда у него есть волшебное железо, об этом не может быть и речи! – испуганно перебил его старый Дракон. - От одного прикосновения этого железа можно расстаться с жизнью.
- Действительно, лучше не трогать его, братья, - предложил Дракон Западного моря Ао Жун. - Мы найдем ему какое-нибудь платье, лишь бы только избавиться от него, а затем обратимся с жалобой к небу, и оно накажет его.
- Правильно, - подтвердил Дракон Северного моря Ао Шунь. - У меня, например, есть туфли из корней лотоса, в которых можно ходить по облакам.
- А я захватил с собой золотую кольчугу с замками, - сказал Дракон Западного моря Ао Жун.
- У меня есть шлем из пурпурного золота, украшенный перьями феникса, - сообщил Дракон с юга Ао Цинь.
Слова их доставили огромное удовольствие старшему Дракону. Он ввел братьев во дворец, чтобы познакомить их с Сунь Укуном и преподнести ему подарки.
Сунь Укун надел на себя шлем, кольчугу и туфли и с жезлом в руках сейчас же покинул дворец.
- Ишь разворчались! - сердито бросил он, проходя мимо драконов.
Покинув подводное царство, Царь обезьян быстро очутился на Горе цветов и плодов и поставил перед собой свой посох. Не зная, что это за диковина, обезьяны бросились к сокровищу, желая подержать его. Но представьте себе, что стрекоза захотела бы потрясти железный столб! Они даже с места не могли его сдвинуть. Покусывая пальцы и высовывая языки, обезьяны выражали свое удивление:
- Повелитель! Лишь тебе одному под силу такая тяжесть!
Тут Сунь Укун выступил вперед и поднял посох одной рукой.
- Каждая вещь имеет своего хозяина! - улыбаясь, проговорил он. - Это сокровище пролежало на дне моря много тысяч лет и лишь в этом году стало излучать свет. А теперь расступитесь и посмотрите, как по моему велению посох будет изменяться.
И действительно, держа в руке свое сокровище, Царь обезьян крикнул:
- Уменьшайся! Уменьшайся! Уменьшайся!
И посох сразу же стал таким маленьким, как игла для вышивания. Потом Сунь Укун приказал:
- Увеличивайся! Увеличивайся! Увеличивайся!
И посох увеличился до двух чжан длины (около 6 метров) и стал толщиной с бадью. Тут Сунь Укун вошел в азарт. Он вскочил на мост, выбежал со своим сокровищем из пещеры и крикнул:
- Становись длиннее!
Посох стал вытягиваться и вскоре стал таким длинным, что достиг сверху тридцать третьего неба, а внизу касался восемнадцатого слоя преисподней. И сам Сунь Укун тоже увеличился: голова его стала подобна горе Тайшань, талия напоминала горные хребты, глаза сверкали, словно молнии, рот походил на кровавую чашу, а зубы - на ножны сабель. Перепуганные тигры, барсы, волки, шакалы и другие звери заполнили горы, а злые демоны, дрожа от страха, пали ниц и отбивали земные поклоны. Вдруг Сунь Укун снова произнес магическое заклинание и принял прежний вид, а его посох превратился в иглу для вышивания. Он спрятал ее в ухо и вернулся к себе в пещеру.
И тогда был устроен торжественный пир, во время которого подавали всевозможные редкие яства, сок из кокосовой пальмы, разные наливки и настойки из винограда. Веселились очень долго, а затем снова приступили к занятиям военным делом.
А тем временем возмущенные братья-драконы держали совет, как обратиться к владыке неба с жалобой на Сунь Укуна.
Переложение сделано по изданию "Путешествие на запад" (Пер. с китайск. А. Рогачева). М., Гослитиздат, 1959