Когда говорят о лени, то, как правило, рассказы о ней сопровождаются отрицательной коннотацией, она как вредная привычка, от которой необходимо непременно избавиться.
Между тем, лень – это не черта характера человека и не вредная привычка, это состояние человека и способ бытия жизни.
Любой запрос клиента на тему лени – всегда повод полюбопытствовать, какое же значение он придает лени и в какой ситуации она возникает. Вместе с клиентом его лень исследуется с точки зрения ее смысла через призму чувств, переживаний и мыслей.
Как правило, лень переживается с ощущением усталости, апатии, отвращения от работы, дел, занятий, чувством растерянности, при этом в связи с ленью человек может испытывать вину, стыд, злость.
Осознав свои чувства и переживания, обнаруживается смысл и мотивы лени:
1. Лень может быть протестом против навязанного выбора, за которым разгорается внутриличностный конфликт между «не хочу» и «надо», между нежеланием и необходимостью что-либо делать в данный момент, потому что человек не имеет своего лично значимого смысла.
2. Лень может нести охранительную функцию, защищая организм от эмоциональных, интеллектуальных и физических нагрузок. Обычно такой способ бытия существует у трудоголиков: они направляют свой фокус внимания на работу, достижения и совершенство, но за пределами работы не имеют энергии и сил на элементарные бытовые вещи.
3. Человек может реагировать ленью в случае, когда он предъявляет к себе слишком завешенные требования или они неадекватны его способностям и желаниями.
4. Лень может быть следствием отсутствия навыка трудиться и брать на себя ответственность, например, в результате родительского воспитания, когда родитель не распространяет на ребенка ответственность за домашние дела.
5. Лень может выполнять функцию защитника от угнетения и критики своих реальных потребностей и желаний. Как правило, мотив такой лени уходит корнями в детский период, в котором отсутствовала адекватная поддерживающая среда. Например, когда родитель относился к желаниям своего дитя небрежно (высмеивая или обесценивая), на проявление инициативы своего ребенка отвечал критикой (всегда находил недостатки) или неверием в его возможности. Поэтому, ребенок избирает определенную тактику поведения – лениться и ничего не делать, лишь бы только не прилетала очередная порция критики. Однако, такой фиксированный способ поведения человек переносит во взрослую жизнь, когда уже лень не как защитная реакция, а как остановка в удовлетворении своих потребностей.
Лень – это еще и ресурс. В лени человек получает редкую возможность временно наслаждаться освобождением от груза ответственности. В лени человек способен приостановить поток не всегда нужной активности и более внимательно всмотреться в себя, в сложившиеся жизненные ценности. Смысл такого тайм-аута в том, чтобы исключить все лишнее и ненужное, сконцентрироваться на осознании главного и ценного.
В завершении добавлю, какие бы чувства за ленью не стояли, какой бы мотив за ней не скрывался, во всех случаях лень – это сигнал о необходимости обратить внимание на собственные потребности, которые осознанно или неосознанно игнорируются в потоке жизненных событий, в напряженном выполнении обязанностей и долга.
Не ругайте себя в состоянии лени, присвойте себе свое состояние: не «лень меня одолела», а «я ленюсь», тем самым вы соприкоснётесь с собой и своими внутренними переживаниями, а затем задайте самому себе вопрос «Зачем я ленюсь…?». И если не цензурировать свои потоки мыслей и ощущений, вполне вероятно, вы получите неожиданный для себя ответ.