Главная моя головная боль в спортивных тренировках детей - как вернуть, поддержать, сохранить мотивацию. Я уже не раз столкнулась с потерей мотивацией и нежеланием ходить на занятия, особенно у сына.
Без желания заниматься толку не будет - это мы уже проходили. Было дело, когда я целый год таскала сына в бассейн, чисто на своем энтузиазме. И это была фактически потеря времени. Когда мы перешли в другой бассейн к другому тренеру, ситуация координально изменилась. И сейчас вот снова назревает конфликт, так сказать, интересов.
Я поговорила с тренерами, педагогами и психологами знакомыми, которые накидали кучу разных идей, что делать в таких ситуациях и как мотивировать ребенка на занятия. Я собрала все и систематизировала. Теперь готова поделиться информацией и с вами.
- Выразите свое понимание. Поделитесь своими впечатлениями и пониманием, что у ребенка могут быть трудные моменты. Например: "Я понимаю, что иногда тренировки могут быть сложными, и я горжусь тобой за усилия, которые ты прикладываешь." Важно принимать сторону ребенка, а не тренера. Все-таки мама не должна тренировать, задача мамы - утешать, принимать, сочувствовать и эмпатировать.
2. Создайте доверительное общение. Сядьте с ребенком и поговорите о его чувствах и мыслях. Слушайте внимательно и убедитесь, что он чувствует вашу поддержку. Скажите: "Я хочу понять, почему ты чувствуешь себя так, давай поговорим об этом."
3. Обсудите причины. Спросите ребенка, что именно вызывает его нежелание идти на тренировку. Он может испытывать усталость, страх перед неудачей или другие эмоции. Может быть он боится тренера или ему просто скучно. Важно помочь ему разобраться в собственных чувствах.
4. Сфокусируйтесь на позитивных моментах. Напомните ребенку о приятных моментах, которые он переживал во время тренировок. Укажите на его успехи и прогресс. Скажите: "Ты помнишь, как весело было в прошлый раз, когда мы учились [делать то-то]? Вспомни, как тебе понравилось, когда ты выиграл или просто обогнал кого-то" Всколыхните эти радостные эмоции, которые уже слегка забылись, но которые в свое время принесли удовлетворение и чувство гордости за самого себя.
5. Поднимите его уверенность. Подчеркните сильные стороны и достижения ребенка. Расскажите, какими уникальными качествами он обладает и какие цели может достичь, если продолжит заниматься спортом.
6. Предложите новые вызовы. Поговорите о том, какие интересные цели и достижения могут ждать ребенка в будущем, если он продолжит занятия спортом. Например: "Может быть, ты хочешь попробовать новую технику или участвовать в соревнованиях?"
7. Учите находить вдохновение. Разговаривайте о знаменитых спортсменах, рассказывайте интересные истории о их пути к успеху, посмотрите вместе соревнования мирового уровня или фильмы о спорте. Это поможет вашему ребенку видеть, что трудности неизбежны, но с настойчивостью можно достичь великих результатов.
8. Создайте ребенку окружение, в котором ему будет интересно: это и общение, и какое-то соревнование внутри группы, возможность показать себя, покрасоваться перед противоположным полом и тд.
9. Имейте рычаги управления. Организуйте небольшие награды после важных достижений ребенка в спорте. А в конце года по итогам целого цикла тренировок или соревнований или в целом значительных результатов пообещайте ему исполнить его мечту, какую-то важную (например, покупка телефона, или PS, или велосипеда, или поездка, или что-то еще, чего очень хочет и давно просит ребенок). Это поможет укрепить его мотивацию и позитивное отношение к тренировкам, а также учит целеполаганию и целедостижению.
10. Создавайте атмосферу позитива. Не забывайте выражать свою гордость после тренировок, соревнований и пусть даже незначительных достижений. Ребенок должен чувствовать, что вы всегда стоите за ним и верите в его успех и невероятно гордитесь им.
11. Предложите сделать перерыв. Опасный пункт. Поставила его в самый конец, потому что он может и разрушить все. Как правило, за одной пропущенной тренировкой следует вторая, потом третья, отстали от процесса, а потом и вовсе бросили. Поэтому, на мой взгляд, перерывы лучше не делать. Лучше поискать другие варианты: сменить тренера или коллектив или место занятий. Если уж вы решили, что вам нужен, например, хоккей, то бросать не надо. Лучше искать компромисс с ребенком, чем делать перерыв. Но возможно кому-то действительно небольшой перерыв пойдет на пользу.
12. Будьте гибкими. Учитывайте мнение ребенка и его пожелания, но с другой стороны не забывайте, что родитель - вы и ведущая роль у вас, и вам принимать решение и вести ребенка за собой. Безусловно необходимо сохранить доверие ребенка, но в то же время не идти у него на поводу, и все-таки гнуть свою линию, раз уж вы решили заниматься определенным видом спорта и добиваться результатов.
В целом все советы специалистов свелись именно к этому. Я пришлось снова пересмотреть все свои действия, позицию по отношению к ребенку. И зайти, так сказать, с другого конца. Главное знать, что делать и как поступить. Это всегда придает уверенности и сил. Чего и вам желаю!