На сегодня сделано бесчисленное множество прогнозов относительно того, что нас ждет в середине этого века — в 2050 году. Если все будет развиваться так же, как последние 150 лет, можете не сомневаться, что ни один из них не сбудется. Возможно, это к лучшему, потому что большинство прогнозов, сделанных в последнее время, слишком уж мрачны. Многие предсказывают апокалипсис, связанный с изменением климата. Одни опасаются вирусной катастрофы, которая убьет куда больше 6 миллионов людей, что погибли от коронавируса в 2020 году. Другие боятся, что искусственный разум вырвется из своего виртуального кокона и станет повелевать людьми. А если верить кино и телевидению, то нас вообще ждет зомби-апокалипсис. Однажды читатель спросил известного американского фантаста Рея Брэдбери, почему будущее в его произведениях так мрачно. Неужели наша цивилизация обречена? Писатель ответил: «Нет. Я описываю такое будущее, чтобы вы знали, как его избежать».
Поэтому когда кто-то заявляет, что предвидит события 2050 года, то есть через 30 лет после 2020 года, мне сразу начинает представляться некий тридцатилетний парад «человеческих дел». Хотя во всем этом нет ничего линейного. Река открытий в природном мире растет в геометрической прогрессии, питаемая притоками озарений и знаний, которые могут привести в смущение любого футуриста. Но даже это не остановит меня от попыток такого предвидения… с одной лишь оговоркой: когда в 1960-х годах я впервые посмотрел сериал «Звездный путь», я полностью принял это будущее с его гиперпространственными двигателями, фотонными торпедами, фазовращателями, транспортерами и инопланетянами, но при этом, помню, думал: «Нет, не может быть, чтобы дверь открывалась сама, когда подходишь к ней». Самое время самому подурачиться с прогнозами.
Итак, к 2050 году...
Благодаря нейрофизике наше понимание функций человеческого сознания станет полным, и мы сможем лечить психические заболевания, оставив без работы психологов и психиатров.
Технический сдвиг, вызванный быстрым переходом в начале ХХ века от лошади к автомобилю, аукнется тем, что все машины и грузовики на дорогах будут заменены самодвижущимися электромобилями. Если же вас одолеет ностальгия по прошлому и вы сохраните у себя современный спортивный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, то будете кататься по специально выстроенным трассам, напоминающим современные ипподромы или аллеи для верховой езды.
Программа освоения космического пространства превратится в целую индустрию, которую будут поддерживать не доллары налогоплательщиков, а туризм и все те развлечения или занятия, которым люди мечтают предаваться в космосе.
Мы разработаем идеальную антивирусную вакцину и сможем лечить рак.
Прописываемые лекарства будут полностью адаптированы к вашей ДНК и будут непосредственно воздействовать на болезнь, не вызывая побочных эффектов.
Мы будем сопротивляться желанию объединить схемы компьютера с нервной системой нашего мозга.
Мы научимся отращивать утерянные конечности и неработающие органы, сравнявшись с такими земными животными, способными регенерировать свои члены, как саламандры, морские звезды и омары.
Искусственный разум не станет нашим господином и не поработит нас, а сделается еще одним полезным реквизитом технической инфраструктуры, обслуживающей нашу повседневную жизнь.
Что же движет всем этим? Размышляя о прогрессе цивилизации, мы обычно задумываемся, как техническая и инженерная мысль повлияла и продолжает влиять на нашу жизнь. Копните немного глубже — и вы непременно найдете относительно недавние научные открытия, содействующие прогрессу и усиливающие его. Достижения XIX века в области термодинамики, например, дали инженерам необходимое понимание того, что собой представляют и как действуют энергия и тепло, и это позволило им создать и усовершенствовать двигатель. Примерно в это же время открытия в области электромагнетизма навели научно-техническую мысль на способы вырабатывания и распределения электроэнергии. Теория относительности, впервые обнародованная Эйнштейном в 1905 году, а в ее более сложном математическом варианте — в 1916-м, в конечном счете обеспечила точность GPS и привела к бесчисленному множеству других необыкновенных космических открытий, например, знанию о том, как Солнце вырабатывает энергию, и предположениям о Большом взрыве. Квантовая механика 1920-х годов стала тем ландшафтом, на котором ныне покоится вся современная электроника, особенно в части хранения и извлечения цифровой информации.
Материальная наука — это безостановочное производство, которое изучает новые сплавы, композиты и текстуры поверхностей, — радикально преобразовала и продолжает преобразовывать все, что мы видим, осязаем, применяем и чем пользуемся в нашем индустриализованном мире. Каждая из этих сфер объединяет многие целевые отрасли физических наук; об открытиях в этих отраслях ученые сообщают в статьях и научных работах, которые когда-то публиковались в журналах, ныне лежащих на библиотечных полках, а сегодня выкладываются в Интернете.
Да, мы живем в особенное время, только лишь потому особенное, что заставляет вспомнить вот эту часто цитируемую тысячелетнюю Соломонову мудрость:
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Больше о науке, вселенной и развитии человечества читайте в книге Нила Деграсса Тайсона «Послание звезд. Космические перспективы человечества» (18+): https://go.ast.ru/a00b5b6